Лана Клюева «Какова альтернатива глобальным системам бронирования» ← Вернуться к списку

Что сейчас из себя представляет рынок глобальных систем интернет-бронирования?

Традиционно корпоративный трэвел-рынок работает на базе систем GDS - global distribution systems. Первая Глобальная система бронирования (GDS) появилась в 1959 г. и носила название ARS (Airline Reservation System). Тогда компания American Airlines создала свою систему SABRE (Semi-Automatic Business Research Environment - Полуавтоматическая исследовательская бизнес-среда), призванную автоматизировать процесс резервирования и продаж авиабилетов. С помощью GDS отслеживалась информация о расписании перелетов, количестве свободных мест на рейсах и ценах на билеты. В начале 1970-х туристические компании, уставшие от обработки огромного количества бронирований вручную, осознали удобство GDS. GDS быстро оправдали себя, облегчив процесс бронирования авиабилетов и сократив временные затраты туристических компаний. Постепенно такая схема работы распространилась во всех сферах туристического бизнеса: GDS повсеместно используется для бронирования не только авиабилетов, но и круизов, автомобилей, гостиниц.
Сегодня существуют четыре глобальные системы GDS - Amadeus, Galileo, Worldspan и Sabre, а также ряд региональных систем - SIRENA (Россия), TravelSky (Китай), Sahara, Infini (Япония), Axess (Япония), Tapas (Корея), Fantasia (Южно-Тихоокеанский регион), Abacus (Азиатско-Тихоокеанский регион) и т.д., обслуживающие определенные страны или регионы. Более 600 тыс. туристических агентств, подключенных к терминалам бронирования GDS, предоставляют своим клиентам широчайший спектр услуг по бронированию в реальном времени. С помощью определенного набора команд агент может с легкостью найти нужную клиенту гостиницу, посмотреть цены, наличие мест и произвести бронирование. Именно через системы GDS работает и корпоративный рынок. Консорциумы, т.е. туристические компании, которые специализируются на бизнес-туризме (Carlson Wagonlit Travel, BCD Travel, BSI, AMEX), также работают именно на базе GDS.
Компания HRS в свою очередь является представителем следующего поколения систем дистрибуции, так называемой системы IDS (internet distribution system), которая появилась в период массового распространения сети Интернет - в 90-х гг. прошлого столетия, и представляет собой множество интернет-сайтов, имеющих встроенную функцию бронирования туристических услуг онлайн. Свое второе название - Альтернативная система бронирования (ADS) - эта система получила благодаря тому, что выступила альтернативой Global Distribution Systems. Если для доступа к GDS необходимо иметь терминал, т.е. быть туристическим агентством, например, то для работы с порталами IDS достаточно просто иметь выход в интернет, что дает возможность работать с этой системой любому непрофессиональному пользователю. Фактически система IDS - это множество электронных супермаркетов, через которые пользователи - частные покупатели могут забронировать авиабилет, морской круиз, номер в отеле или арендовать автомобиль. Онлайн-порталы предполагают максимально удобный интерфейс для пользователей и максимально простой механизм бронирования - достаточно зайти на сайт, выбрать место назначения, даты поездки, выбрать в результатах поиска отель и забронировать его, предоставив минимум информации. Системы онлайн-бронирования являются системами моментального подтверждения для пользователя - как только он нажал кнопку "Забронировать", на электронный ящик приходит письмо с подтверждением брони. Именно ввиду простоты и доступности сервиса через порталы IDS ежедневно в мире миллионы пользователей бронируют туристические услуги.
Изначально порталы IDS развивались как логическое продолжение систем GDS. К примеру, Travelocity - пользовательская система бронирования, разработанная SABRE Holdings; OPODO.com создана консорциумом европейских авиакомпаний British Airways, Air France, Alitalia, Iberia, KLM, Lufthansa, Aer Lingus, Austrian Airlines and Finnair; Expedia Inc - изначально подразделение компании Microsoft, разработанное для продажи туристических услуг индивидуальным пользователям, использующее данные из систем GDS. Однако по мере роста затрат при работе через GDS и постоянного роста тарифов, а также развития интернета в качестве мощной торговой площадки компании, владеющие порталами IDS, начали разрабатывать варианты прямого сотрудничества с поставщиками услуг, таким образом исключая в данном случае технического посредника - Global Distribution System. Получив прямой выход на поставщиков, порталы IDS смогли серьезно диверсифицировать портфели своих предложений, в частности отелей. А по мере развития этого сегмента некоторые компании начали развивать систему дополнительными инструментами и смогли предложить ее в виде профессионального продукта корпоративным игрокам - кроме компании HRS, на этом рынке представлены такие игроки, как, например, hotel.de и Expedia.

Кира Захарова
Генеральный менеджер Villa Elena Hotel & Residences (Ялта)

Анна Косарева
Генеральный директор гостиничного комплекса "Космос"

Данила Бурметьев
Директор департамента продуктов корпоративного и государственного сегментов ПАО «Ростелеком»