Пять звезд. Гостиничный бизнеc №03-04, Март-Апрель 2012 «Заказчик всегда прав»← Вернуться к журналу

Заказчик всегда прав


На первый взгляд, комплексное оснащение гостиниц – занятие отнюдь не женское. И тем более удивительно, когда таким бизнесом руководит женщина с внешностью фотомодели. Руководит очень успешно уже более 15 лет, изящно обыгрывая своих конкурентов-мужчин. Но когда встречаешься с директором компании «ART Мебель Отель» Ольгой ГУЖАУСКАЙТЕ лично, то всё сразу же становится на свои места.
– Ольга, ваша компания имеет значительный опыт работы по оснащению отелей разного уровня. Кто сегодня диктует моду в этой сфере?
– На мой взгляд, как и прежде, в Европе диктуют моду итальянцы. Они очень прогрессивны, буквально фонтанируют идеями. Я регулярно посещаю интерьерные выставки в Италии и заряжаюсь там новыми идеями, они меня вдохновляют. Каждый раз открываешь для себя что-то новое – светильники необыкновенной формы, зеркала, потрясающие рамы и т.д. Но при этом надо понимать, что у каждого стиля и направления в дизайне есть свои поклонники.
– Что сегодня наиболее характерно для гостиничного дизайна?
– Хочу сразу оговорить, что изначально дизайн как таковой не был нашим основным направлением деятельности. В течение 15 лет мы занимаемся поставками мебели, материалов, аксессуаров и т.п. в соответствии с дизайн-проектом, полученным от заказчика. И здесь на первый план выходит проблема, характерная, пожалуй, для России в целом, – проблема реализации дизайнерской идеи на практике, в действующем коммерческом объекте. Попробую пояснить на примере: инвестор заказывает дизайнеру проект, и дизайнер разрабатывает этот проект согласно своему видению.
Его задача – предоставить некую идею с учетом эстетических предпочтений заказчика. Размышления о том, как она будет воплощена и во сколько это обойдется, уже не относятся к функционалу дизайнера. Когда идея одобрена и ее необходимо воплощать в жизнь, за дело беремся мы, адаптируя проект к реалиям гостиничного рынка: пытаемся максимально соотнести дизайнерскую мысль с возможностями заказчика.
– Неужели это типичная для России ситуация?
– В основном да. Вот один из последних примеров. Мы принимали участие в конкурсе на оснащение одного из отелей крупной российской гостиничной сети. Дизайн-проект был разработан немецкими специалистами. По материалам, необходимым для изготовления мебели и прочих предметов интерьера, данный проект объективно можно было бы отнести к более высокому уровню, чем это было заявлено изначально (3*). А когда поставщики подсчитали, во что обойдется комплектация объекта, то их цифры в шесть раз (!) превысили бюджет инвестора. Причем, уверяю вас, они не завысили цены – из специфицированных в проекте материалов в России невозможно сделать дешевле. Конкурс мы в итоге не выиграли, но не жалеем об этом. Любая рабочая ситуация – это бесценный опыт.
При работе с западными гостиничными операторами ситуация в корне иная.
Все они руководствуются специально разработанными сетевыми стандартами, которые, в свою очередь, учитывают международные требования в области проектирования и комплектации гостиничных помещений. И все заложенные по проекту материалы четко соответствуют этим стандартам, а любые альтернативы возможно использовать только с согласия оператора. Согласование любого альтернативного варианта – это достаточно сложный и долгий процесс. Также хочу отметить, что при работе с западными операторами бюджет номера обычно утверждается еще на стадии заключения договора на управление отелем. Так что подобных проблем с реализацией дизайн@проекта не возникает в принципе.
Проанализировав свои возможности и многолетний опыт работы над самыми разными объектами, мы приняли решение расширить свою сферу деятельности, а именно начали предоставлять услуги по разработке дизайн-проекта, где с самого начала учитываются любые пожелания заказчика, в том числе и финансовый аспект. Предлагая такой комплексный подход, нам удалось занять свою нишу на рынке дизайна интерьеров. И надо отметить, что данный вид услуг пользуется спросом. Например, сейчас мы разрабатываем дизайн-проект для подмосковного отеля Hilton Garden Inn New Riga. Причем делаем это не только с учетом пожеланий заказчика в плане финансов и дизайна, но и согласно международным требованиям сети Hilton. Здесь нам, конечно же, очень помогает опыт работы с международными операторами. Несколько лет назад мы принимали участие в оснащении гостиницы Hilton Moscow Leningradskaya, так что не понаслышке знаем о высоких требованиях и критериях оценки, используемых сетью Hilton. В целом, работая над проектом, мы все детали согласовываем с инвестором, и он заранее знает, во что обойдется реализация. Наверное, с точки зрения творчества это неправильно, дизайнеры так работать не будут. Но наши заказчики счастливы – они экономят много сил, денег и времени. А довольный заказчик – это в нашей работе самое важное.
– Какие из последних проектов вы хотели бы отметить как наиболее интересные?
– Пожалуй, проекты, над которыми мы работаем в Сочи. Это и третья гостиница на 180 мест в комплексе «Гранд Отель Поляна» 5*, и общежитие для персонала на 1200 мест (Красная Поляна), и олимпийские объекты: коттеджный поселок для проживания спортивных команд, здание стадиона лыжного комплекса (хребет Псехако), гостиничный комплекс «Фаворит» (Имеретинская низменность). Всё это уже совсем скоро, в 2014 году, смогут по достоинству оценить участники и гости Олимпийских игр.
– Ольга, скажите, а почему именно Сочи? Ведь вы начали работать с этим регионом достаточно давно, еще до возникновения ажиотажа вокруг Олимпиады.
– Дело в том, что заказчик большинства сочинских объектов компания «Газпром Социнвест» – наш стратегический партнер, с которым мы работаем с 2004 года. «Социнвест» знал нас в качестве подрядчика, успешно осуществившего комплектацию гостиничного комплекса «Империал Парк Отель & SPA» 5*, и впоследствии пригласил участвовать в конкурсе на оснащение своего объекта. Мы принимали в нем участие, как и любой другой потенциальный поставщик, и в итоге выиграли. Но мало победить в конкурсе, надо суметь оправдать оказанное доверие, показать на деле, что твоя компания – лучшая из лучших.
Думаю, что наше продолжительное сотрудничество говорит само за себя.
– Вернемся к дизайну гостиниц. Какие тенденции вы могли бы отметить сегодня?
– Традиционной классики очень мало, она остается в таких отелях, как «Националь», «Метрополь», которые не могут позволить себе изменения в силу того, что они являются памятниками архитектуры, национальным достоянием. В новых гостиницах тенденции очевидны – простые формы, гладкие поверхности, экологичные материалы. При этом обязательно присутствуют яркие детали, задающие стиль и атмосферу интерьеров.
– Вам хватает поля деятельности?
– С одной стороны, работы хватает. Причем как в Москве, так и в регионах. Помимо сочинских объектов, также хотелось бы упомянуть TUI Hotel Kaluga – масштабный проект, который был успешно реализован в 2010 году. С другой стороны, мы всегда открыты для сотрудничества и с удовольствием рассматриваем новые предложения, участвуем в тендерах и т.п.
– Вы можете позволить себе отказываться от работы?
– Пожалуй, сейчас мы достигли такого уровня, когда можем позволить себе выбирать. И наша главная особенность, конкурентное преимущество – это комплексное оснащение с определенным уровнем подачи, с интеллектуальным подходом к поставкам. Поэтому отвечу так: скорее всего, я откажусь от проекта, который не принесет ни профессионального, ни материального удовлетворения. И дело не в уровне гостиницы, а в уровне задач, которые ставит перед нами заказчик. Если они по-настоящему интересные и позволяют нам раскрыться как профессионалам своего дела, то это не обязательно должна быть гостиница 5* или на 500–700 номеров. Вот пример из нашей практики: представьте себе, гостиница на 120 мест, а в ней на время проведения Олимпийских игр надо разместить 480 человек. Как? И мы придумали ноу-хау: сконструировали специальную кровать, состоящую из двух частей, одна из которых – на складывающихся ножках, и ее можно на колесиках закатывать под основную часть. Наша конструкция решила несколько задач. Во-первых, не требуется место для хранения – не нужен склад для 240 кроватей, во-вторых, в дальнейшем можно использовать их как дополнительные кровати, и наконец, это единственная достойная альтернатива использованию двухъярусных кроватей, как в пионерлагере. Ведь это олимпийский объект, а не просто рядовая гостиница! Наверное, в этом и заключается интеллектуальный подход к оснащению, за который нас так ценят клиенты.
– Сколько проектов можете вести одновременно?
– Зависит от их объема, но, думаю, не более четырех. Ведь дело не столько в их количестве, сколько в качестве исполнения.
– Вы сопровождаете проект только до момента подписания акта сдачи-приемки работ или предлагаете своим клиентам что-то еще?
– Всё зависит от пожеланий заказчика. В случае необходимости наша компания готова взять на себя все вопросы доставки, сборки, монтажа, а также гарантийное и сервисное обслуживание. Такой расширенный вариант сопровождения проекта очень популярен среди наших клиентов.
– Что для вашей компании является главной мотивацией, помогающей всё время двигаться вперед?
– Наша основная движущая сила – это стремление к постоянному росту, причем как профессиональному, так и материальному. Но на практике не так часто удается сочетать это в одном проекте.
Например, в 2006–2007 годах мы делали гостиницу «Бумеранг» (Яхрома Парк, Московская область). Это небольшой объект класса 4*, который вряд ли можно назвать сверхприбыльным. Но нашим заказчиком выступала компания «Конкор», а это команда профессионалов высочайшего класса. Возможность совместно работать над проектом с такими людьми, учиться у них – это большая удача! Или, например, гостиница Hilton Moscow Leningradskaya – знаковый для нас объект: это и победа в конкурсе среди 36 претендентов, и работа со знаменитым на весь мир брендом Hilton, и прекрасный заказчик – ЗАО «Моспромстрой». В общем, на тот момент это было удовлетворение всех амбиций.
Сейчас мы перешли на качественно новый уровень – участие в комплектации олимпийских объектов, что в определенном смысле означает ответственность за «облик» нашей страны на международной арене. И мы готовы к такой ответственности, потому что у нас есть опыт работы в этом бизнесе, а с опытом приходит уверенность в своих силах.
– А много ли у вас конкурентов?
– Конкуренты, конечно, имеются. Но их наличие – это, скорее, не проблема, а мощный стимул к развитию и совершенствованию. Конкурентная среда должна быть, она дисциплинирует заказчика и не дает расслабиться нам.
Расскажу забавный случай. Нас пригласили поучаствовать в конкурсе на оснащение одного престижного московского отеля. Я поинтересовалась у инвестора, откуда он узнал о нас. Инвестор ответил следующее: «Я задавал вопрос в нескольких компаниях – кто ваш конкурент? И везде назвали вас. Тогда я понял, что именно вы и нужны нам». Такая оценка нашей деятельности со стороны конкурентов дает основание полагать, что за годы работы мы действительно многому научились, благодаря чему и пробились в лидеры.
– Вы могли бы сформулировать кредо компании?
– Заказчик всегда прав! Вы всегда должны быть благодарны ему за то, что он выбрал именно вашу компанию. И благодарны не только на словах. Так, заказчик не должен быть погружен в решение проблем, которые могут возникнуть в процессе работы над проектом, а они неизбежны. Решать проблемы и обеспечивать отличный результат – это наша прямая обязанность, то, за что нам платят деньги.
– Какого рода проблемы могут возникнуть?
– Одна из наиболее серьезных – это недобросовестные производители. Если говорить о европейских фабриках, то здесь нареканий практически нет: это и высокое качество производимого товара, и соответствие всем необходимым стандартам, и предельно точное соблюдение графика поставок. А вот если заказчик экономит и мы сотрудничаем с российскими производителями, то проблемы возникают чуть ли не на каждом этапе нашей совместной работы: начиная с закупки производителем не тех комплектующих и заканчивая несвоевременной отгрузкой. К сожалению, порядка 70% российских производителей всё еще не в состоянии конкурировать с западными фабриками, поскольку их продукция не соответствует тем требованиям, которые предъявляет современный гостиничный рынок.
– Неужели в России нет надежных компаний?
– Такие компании есть, но их единицы. И по этой причине мне хотелось бы обратиться к заказчикам. Гостиничный бизнес очень тонкий, и отель должны создавать люди, которые имеют опыт работы в этой сфере, понимают суть индустрии отдыха и гостеприимства. Гостям должно быть приятно и комфортно в стенах вашего отеля. А чтобы достичь такого эффекта, нельзя экономить на качестве: оно, как известно, стоит денег. Поэтому экономия при строительстве и комплектации отеля может попросту не оправдать себя, впоследствии снизив его привлекательность для посетителей.
– Ваши ближайшие планы?
– У гостиничного бизнеса очень хорошие перспективы, и недавнее выступление Дмитрия Медведева, посвященное теме развития туризма в России, – прекрасное тому подтверждение. Рынок Москвы и Санкт-Петербурга по-прежнему представляет для нас интерес, но будущее всё же за регионами. Скорее всего, мы будем развиваться именно в этом направлении, тем более что у нас есть опыт успешной работы вдали от основного офиса. От всей души желаю, чтобы в России появилось как можно больше достойных гостиниц, ни в чем не уступающим своим иностранным «собратьям»!
Ксения ГАЛИНА