Пять звезд. Гостиничный бизнеc №03-04, Март-Апрель 2012 «Заказчик всегда прав»← Вернуться к журналу

Безопасность: предусмотреть всё!


Безопасность в гостинице – явление глобальное, многоаспектное. Она начинается с подбора гипоаллергенных материалов и косметических средств и заканчивается мерами защиты от террористической атаки. Пожары, теракты, массовые отравления, гибель гостей на водных аттракционах – все эти трагедии случались в гостиницах, причем совсем недавно, в течение последних одного-двух туристических сезонов. Практика показала, что уберечь людей от последствий чрезвычайных происшествий удается далеко не всегда: число жертв среди путешественников год от года растет. Редакция журнала «Пять звезд. Гостиничный бизнес» начинает цикл материалов о безопасности в гостиницах. Надеемся, что советы экспертов, которых мы привлекли к подготовке этих статей, станут полезными для наших читателей. Первая тема, которую мы решили поднять, – меры противопожарной безопасности в отелях.

Дело в деталях
«Федеральный закон РФ от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» значительно облегчил жизнь отельерам – до этого, чтобы предусмотреть все меры соблюдения ППБ, приходилось ориентироваться более чем на 200 законодательных актов, норм, правил, приказов», – рассказал «Пяти звездам» Евгений Филиппов, заместитель по безопасности директора гостиниц «Holiday Inn Москва Лесная», «Holiday Inn Москва Сущевский». Теперь все основные требования сведены в единый закон, который регламентирует комплекс вопросов, связанных с пожарной безопасностью: от проектирования здания до его эксплуатации.
Соблюдение нормативов должно закладываться при проектировании гостиниц. Как рассказал «Пяти звездам» Александр Лесник, директор компании Hotel Consulting&Development Group, застройщики и операторы, начиная со стадии разработки проекта, максимально строго стремятся соблюдать все требования: без этого невозможно согласовать проект с надзорными органами. Он отметил, что в обязанности органов надзора входит и консультационная поддержка владельцев и застройщиков гостиничных предприятий.
Г-н Лесник рассказал, что наибольшие сложности с соблюдением норм ППБ свойственны гостиницам старой постройки: многие из них, чтобы соответствовать требованиям безопасности, проводят масштабную реконструкцию с полной заменой проводки, силовых и слаботочных систем, систем защиты.
Конфликт закона по охране памятников и норм ППБ часто препятствует гостиничным проектам в зданиях, имеющих архитектурную и историческую ценность: здесь трудно или невозможно заменить перекрытия или передвинуть стены, чтобы, например, увеличить ширину коридоров.
Российское законодательство в сфере соблюдения норм противопожарной безопасности эксперты оценивают как жесткое, при этом подчеркивают, что подобная жесткость оправданна: меры, направленные на сохранение жизни и здоровья людей, лишними не бывают, экономить на этом нельзя. По словам Евгения Филиппова, аналогичные подходы к мерам по защите гостей и зданий от пожаров свойственны и международным операторам, в частности InterContinental Hotels Group.
«Другое дело, что требования операторов гораздо более детализированы и адаптированы к гостиничным предприятиям. Закон № 123-ФЗ гласит об общих требованиях пожарной безопасности к объектам защиты, в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения, но единого документа, подробно описывающего требования пожарной безопасности по отношению к отелям, в российском законодательстве не существует. А ведь тут немало своих нюансов, – резюмирует г-н Филиппов. – На помощь приходят стандарты международных операторов».
Что касается бренда Holiday Inn, то в сети IHG четко оговаривают, сколько, например, должно быть указателей эвакуационных выходов на каждом этаже, где, на каком расстоянии они должны быть расположены. Противопожарные требования бренда порой и более дотошны: например, согласно российским нормативам, бельевые проводы в отелях должны запираться на замки, чтобы предотвратить возможность возгорания от, например, брошенной туда сигареты. Стандартами Holiday Inn оговаривается, что приемные помещения бельевых проводов должны быть оборудованы противопожарной дверью с огнестойкостью 60 минут, оснащенной устройством закрытия и плавким замком. Дверцы бельевого провода должны быть огнестойкими и оборудованы устройствами автоматического закрытия и блокировки, а шахта должна быть защищена автоматическими спринклерами. Евгений Филиппов рассказал, что описание необходимых мер противопожарной безопасности в отелях Holiday Inn – это солидный реестр, в нем порядка 100 листов формата A4. «При изучении этого труда, поверьте, я не нашел ни одного пункта, который показался бы мне надуманным», – признал эксперт. Он также рассказал, что реестр постоянно дорабатывается: каждый год в нем появляется 10–15 новых положений.
Александр Лесник также отметил, что именно отели международных операторов имеют оптимальные возможности, чтобы сохранить жизнь и здоровье гостей и персонала в случае техногенных катастроф.

Пожарная декларация
Закон № 123-ФЗ требует составления на каждое предприятие, в том числе и гостиницу, пожарной декларации. Руководитель предприятия несет личную ответственность за полноту и достоверность содержащихся в пожарной декларации сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации. «Это очень серьезный труд, – рассказывает Евгений Филиппов, – необходимо постоянно и неусыпно следить за поддержанием в рабочем состоянии всех систем противопожарной защиты, за их своевременным и качественным обслуживанием, заниматься их периодическим обновлением и совершенствованием».
Отели «Holiday Inn Москва Лесная», «Holiday Inn Москва Сущевский» имеют подобные декларации.

От современной автоматики до навесных лестниц
Ни один гостиничный объект не может быть сдан без наличия систем противопожарной защиты. Целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) минимизация его последствий. В каждом современном отеле существуют системы обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, коллективной защиты, противодымной защиты, средства индивидуальной защиты людей от опасных факторов пожара, первичные средства пожаротушения в зданиях, сооружениях и строениях, а также автоматические установки пожаротушения.
Автоматические установки пожаротушения – это системы, которые позволяют минимизировать последствия возгорания и создавать условия для быстрого выхода из зоны поражения огнем. Датчики реагируют как на наличие различных примесей в воздухе, так и на повышение температуры (при температуре свыше 68 градусов начинается распространение водяных струй). Гости и персонал, услышав и (или) увидев сигнал оповещения, должны двигаться к эвакуационным выходам, ориентируясь на зеленые указатели. Они попадают на эвакуационные лестницы, которыми оборудован каждый отель. Шахты эвакуационных лестниц защищены от запаха угарного газа и продуктов горения – там установлена так называемая система подпора воздуха, которая препятствует проникновению дыма. «Очень важно, – рассказал Евгений Филиппов, – чтобы при эвакуации не создавалось паники и давки, для этого ширина гостиничных коридоров должна составлять не менее полутора метров. Тогда, если гости из всех номеров выбегут одновременно, они смогут спокойно добраться до эвакуационного выхода, даже в условиях двустороннего движения людских потоков».
В гостиницах Holiday Inn есть лестницы, ведущие на открытый балкон, с которого можно эвакуироваться в безопасную зону. При этом действует система «антипаника», которой оборудованы все двери на эвакуационных путях: выйти на балкон из зоны, охваченной огнем и дымом, можно, вернуться назад – нет, сработает специальная блокировка двери. Открыт балкон «на выход» только в сторону эвакуационной шахты. В отелях бренда не надеются и на банальное, всем известное предупреждение, что при пожаре лифтами пользоваться нельзя: в условиях паники может произойти всё что угодно, поэтому двери лифтовых холлов автоматически закрываются при сигнале пожара, а сами гостевые лифты опускаются на первый этаж.
Евгений Филиппов рассказал, что система пожарной безопасности в гостиницах построена на принципе дублирования: к примеру, огнем и дымом отрезаны подступы к шахтам эвакуационных лестниц. В данном случае человек может воспользоваться навесной спасательной лестницей – проверенным временем средством спасения от пожара. Такие лестницы пропитаны огнезащитным составом и рассчитаны на эвакуацию до 30 человек. Около окон на каждом этаже смонтированы специальные крепления, воспользовавшись которыми, можно закрепить лестницу и спуститься на этаж, где нет огня. Длина лестниц – шесть метров.

Средства тушения, средства защиты
Размещение первичных средств пожаротушения – пожарного крана и огнетушителя – определяется проектом здания. Насколько эффективно распорядятся ими в отеле в случае ЧП, во многом зависит от практических занятий с персоналом. «Опыт показывает, что во время обучения некоторые сотрудники боятся работать с огнетушителем, не у всех получается легко и быстро справиться со средствами тушения огня», – рассказывает Евгений Филиппов. Всё это исправляется только практикой: в отелях Holiday Inn действует система тренингов, на которых отрабатываются действия персонала в условиях пожара.
Периодически проводится и учебная эвакуация, причем в условиях имитации возгорания. «Особого внимания, – подчеркнул г-н Филиппов, – требует эвакуация маломобильных групп, к которым относятся гости с маленькими детьми, пожилые люди и, разумеется, люди с ограниченными возможностями. Во-первых, для них разработана специальная система оповещения, в нее входят визуальные датчики стробоскопы для инвалидов по слуху.
В отелях Holiday Inn созданы специальные зоны для эвакуации маломобильных групп: в них обеспечена подача свежего воздуха, к ним легко могут подойти спасатели. Задача сотрудников гостиницы – вывести людей к месту эвакуации, и это также отрабатывается на учениях».
Во время практических занятий проверяются не только навыки персонала, но и действие автоматики: везде ли сработали датчики, громкая связь, локальные системы пожаротушения. На кухне возгорание локализуется распылением над плитой специального порошка: известно, что вода бессильна против вспыхнувшего на сковороде масла.
Персонал отеля в случае ЧП борется не только за собственную жизнь, но и за жизнь гостей. Поэтому средства индивидуальной защиты для сотрудников – важная часть ППБ.
В «Holiday Inn Москва Лесная», «Holiday Inn Москва Сущевский» предпочитают использовать маску ГДЗК (газодымозащитный комплект) российского производства. Она подходит для любого размера головы и позволяет полчаса нормально чувствовать себя человеку при низкой концентрации кислорода в воздухе.
По рекомендации комиссии правительства Москвы, инспектировавшей отели города перед конкурсом «Евровидение», в «Лесной» и «Сущевском» закупили защитные покрывала. Укрывшись таким покрывалом, гость может защититься от жары, а перевернув накидку на другую сторону – от мороза. «Я считаю это необходимым и очень важным приобретением. Покрывало не спасает от открытого огня, но в период эвакуации людей может застигнуть как изнуряющая жара, так и настоящий русский мороз, – комментирует Евгений Филиппов. – Покрывала закупали в расчете на 70% загрузки плюс на весь персонал».
Все учения в гостиницах Holiday Inn снимают на видеокамеру – это необходимо для работы над ошибками.

Где дают сертификаты?
Все строительные, отделочные и текстильные материалы, используемые в интерьерах отеля, должны иметь определенные сертификаты на соответствие пожаробезопасным характеристикам. Учитываются все свойства строительных, текстильных и кожевенных материалов – горючесть, воспламеняемость, способность распространения пламени по поверхности, дымообразующая способность, токсичность продуктов горения. Например, параметры огнестойкости гостиничных дверей – 30, 60 и 120 минут. Наиболее огнестойкие двери ведут к пожарным лестницам, межкоридорные – имеют сертификат 60, двери в номерах – 30.
Повысить показатель негорючести портьер, тюля, тканевых обоев и ковролина помогают специальные огнезащитные смеси. «Но проблема здесь есть, – говорит Евгений Филиппов, – производители мебели и текстиля для гостиниц еще не адаптировались к требованиям законодательства. Они либо не могут предоставить пожарный сертификат со всеми характеристиками, либо не в состоянии его подтвердить. Бесспорно, тут в выигрыше оказываются те поставщики, у которых с пожарной сертификацией продукции всё в порядке».
Элеонора АРЕФЬЕВА