В богатой событиями профессиональной биографии Тони САЛЕБОРНА «Novotel Аэропорт Шереметьево» – уже четвертая гостиница, расположенная рядом с аэровокзалом. Почему отельер любит именно этот гостиничный «жанр», а также об особенностях ведения бизнеса в России, о перспективах отечественной индустрии гостеприимства и о многом другом генеральный управляющий «Novotel Аэропорт Шереметьево» Тони Салеборн рассказал в интервью журналу «Пять звезд. Гостиничный бизнес».
– Когда 20 лет назад открылся Novotel в Шереметьево, он произвел неизгладимое впечатление и своим архитектурным решением, и техническими новациями. Расположение отеля – рядом с аэропортом – тоже выглядело необычно. На ваш взгляд, насколько актуален сейчас такой формат?
– Лично я вообще люблю отели рядом с аэропортом. В такой гостинице интереснее работать, чем в любой другой: здесь более активная жизнь, и никогда не знаешь, какие сюрпризы готовят тебе грядущие сутки. Да, любая гостиница работает 24 часа в сутки, семь дней в неделю. Но в отеле при аэропорте это особенно заметно: отменили ночные рейсы – и лобби заполняется гостями. Для нас это привычная картина.
От нашего отеля круглосуточно курсируют шаттлы к терминалам аэропорта, всё вокруг в движении и днем, и ночью. И мне это нравится. Двадцать лет назад, когда открывалась гостиница, Москва еще не была городом со столь сложным трафиком, сейчас же из-за транспортных проблем столицы многие предпочитают проводить деловые встречи, заседания сразу после посадки, а не ехать в какое-то другое место в центре столицы, не томиться в пробках. К тому же Шереметьево – не простой аэропорт, а хаб, здесь сходятся пути путешественников, которые летят потом по другим направлениям, и потому в нашем отеле нередко останавливаются транзитные пассажиры. Часто именно сюда приезжают на собрания, встречи представители, например, региональных филиалов различных компаний, а потом разъезжаются по делам в другие города, в другие страны. Так что жизнь здесь кипит. У нас почти 500 номеров, и мы прекрасно загружаем такой объем. Гостиница работает с очень хорошими показателями: среднегодовая загрузка – в пределах 86–90%.
– После того как Шереметьево и Москву связал аэроэкспресс, вам стало легче работать?
– В каком-то смысле аэроэкспресс – наш непрямой конкурент, он увозит у нас гостей: теперь всего за 35 минут можно добраться от Шереметьево до центра города и остановиться там. Но, с другой стороны, благодаря скоростному поезду мы и обретаем гостей: можно жить в нашей гостинице, уезжать в Москву каждое утро и возвращаться вечером без потерь времени, без пробок. Удобно ездить к нам и на мероприятия, в отеле семь залов, мы можем предложить различные форматы деловых и торжественных встреч, и этим пользуются московские компании.
– Прямые конкуренты у «Novotel Аэропорт Шереметьево» все-таки тоже появились: сейчас всё больше отелей строится рядом с московскими аэропортами, и здесь в том числе. Как вам работается в таком окружении?
– Конкуренция – это хорошо. Она мотивирует нас работать лучше, увеличивать количество услуг, следить за уровнем сервиса. Мы, например, предлагаем разнообразное питание, у нас очень много дополнительных опций: и фитнес-центр, и бизнес-услуги, и прачечная, и химчистка. В отеле – масштабная реновация, часть работ мы уже завершили к юбилею, часть еще предстоит осуществить. Мы стараемся во всем быть на уровне. Novotel – бренд сегмента upscale, и на этом уровне у нас пока конкурентов в Шереметьево нет.
Кроме того, вы, наверное, обратили внимание, что вокруг аэропорта растут не только отели, но и бизнес-центры, они тоже генерируют поток клиентов, особенно растет спрос на услуги конференц-зоны. Клиентов хватает на всех.
– Как вы решаете кадровый вопрос? Проблема персонала встает и перед столичными отелями, а здесь, наверное, она особенно актуальна?
– Да, верно, чтобы в Москве найти подготовленного профессионала для работы в гостинице, нужно быть просто счастливчиком. Мы стараемся как можем подбирать людей, у которых есть склонность к работе в сфере гостеприимства, которые обладают клиентоориентированным подходом, а ему, кстати, научить нельзя, он либо есть, либо – нет. Обучаем их, используя корпоративную систему тренингов. Я всегда говорю новичкам, что наша компания дает старт для очень хорошей карьеры, сделать которую можно не только в рамках одного отеля, но и в масштабах сети, в которую входит множество гостиниц, только в России их уже 12.
Конечно, мы заботимся о наших кадрах. Например, учитывая, что отель расположен в Московской области, мы обеспечиваем бесплатный транспорт для персонала по трем направлениям: из Лобни, из Зеленограда и из Москвы.
Большая проблема в том, что в Москве нет качественных школ для подготовки кадров для отелей. Ее тем более необходимо решать, потому что, на мой взгляд, интерес людей со всего мира к России будет расти, так что кадры для индустрии гостеприимства станут здесь вскоре насущной потребностью. И не только в Москве, но и в регионах.
– Может быть, Accor Hospitality и откроет такую школу?
– Accor – гостиничный оператор, функция компании – профессиональное управление отелями. К тому же, как я уже сказал, компания берет на себя обучающие функции: мы много вкладываем в подготовку персонала.
– Вы прогнозируете рост турпотока в Россию, но пока он, как известно, не так велик, как хотелось бы. Что, на ваш взгляд, стоит предпринять, чтобы привлечь гостей в страну?
– Мои положительные прогнозы основаны на том, что Москва, например, и вообще Россия имеют огромный потенциал для развития туризма. Здесь сосредоточено множество памятников – архитектурных, исторических. Россия – это и уникальная природа, ландшафты редкой красоты. Ваша страна пленяет и новизной, это направление во многом не изученное, не открытое иностранными гостями. Туристы, конечно, сюда поедут. Как скоро? Очень важным фактором станет смягчение визового режима. К отмене виз, конечно, всё постепенно идет, но неясно, когда решения будут приняты. Пока для иностранных туристов получение российской визы – процесс долгий, хлопотный и дорогой.
Важно, чтобы в Россию летали бюджетные авиакомпании, пока перелет в страну из Европы дорог. И вообще турпакет в Россию, а в Москву тем более, недешев. Москва – дорогой город в отношении услуг для туристов. Гостей из Европы нужно привлекать бюджетными предложениями. А вызвать интерес туристов Москва, конечно, может. Это самый большой город Европы с множеством музеев, исторических мест. Я, например, очень люблю Красную площадь – в этом месте по-настоящему чувствуешь русскую историю.
На мой взгляд, в России активизируется и внутренний туризм. Россияне очень любят путешествовать и начнут, уже начали активнее ездить по городам собственной страны. И всё это сулит большие перспективы и туристическому, и гостиничному бизнесу в России.
– У вас очень большой опыт в гостиничной индустрии разных стран. Скажите, есть ли какие-то особенности работы в России?
– Да, есть нюансы, которые сразу чувствуешь, работая в гостинице в России. Здесь бизнес-процессы очень заадминистрированы, забюрократизированы.
А ведь гостиничный бизнес часто требует мгновенных решений. Гостю нужно оказывать услугу здесь и сейчас, реагировать на каждую ситуацию предельно быстро, надо помнить, что мы работаем не ради инструкций, а ради наших клиентов. Поэтому я бы посоветовал тем, кто приходит в гостиничный бизнес, быть смелее, инициативнее, креативнее.
Беседовала Элеонора АРЕФЬЕВА