Пять звезд. Гостиничный бизнеc №05-06, Май-Июнь 2012 «НАШ БИЗНЕС ЧАСТО ТРЕБУЕТ МГНОВЕННЫХ РЕШЕНИЙ»← Вернуться к журналу

Такого дизайна нам не надо!


Цель дизайна как творческого метода проектирования – достижение наиболее полного соответствия объекта возможностям и потребностям человека, как утилитарным, так и эстетическим. Другими словами, дизайнер должен создавать не только радующее глаз произведение, но в первую очередь удобное в использовании. Именно утилитарную составляющую нередко не учитывают дизайнеры, занятые проектированием и оснащением отелей. Хаускиперы нескольких московских «пятизвездников» поднакопили ошибки творцов интерьеров и рассказали «Пяти звездам» о том, чего не нужно делать в гостиничном дизайне.
Не сочетать несочетаемое – принцип, известный каждому дизайнеру. Его обычно хорошо помнят при работе с цветом и отчего-то забывают, когда речь заходит об использовании материалов. Самая распространенная ошибка дизайнеров, известная едва ли не каждому хаускиперу, – сочетание гранита с мрамором.
«Если выкладывают полы гранитом и мрамором одновременно, они очень быстро будут «убиты». Как ни натирай эти полированные камни, они всегда будут выглядеть по-разному, один из них – «чужой», – рассказывают хаускиперы.
В продолжение темы полов: дизайнеры в последнее время очень любят черные полы, а хаускиперы по их поводу негодуют. На черном керамограните быстро протаптываются дымчатые дорожки, как их ни полируй – вернуть былой цвет не удается. Если собственники отеля наотрез отказываются поменять черный пол на какой-либо другой, можно посоветовать им накупить плитки впрок и просто периодически перекладывать заново протоптанные дорожки. Есть и более экономичный путь – отказаться от черного цвета: светлый керамогранит более практичен, он, конечно, тоже протирается, но это незаметно на глаз, опытные полировщики нивелируют этот дефект.
Ковролин – еще одна головная боль хаускиперов. В отелях класса люкс, как правило, используются ковры из чистой шерсти. Они, конечно, отлично смотрятся, обладают хорошей износостойкостью, но… Пятна на светлом ковролине оставляют красители, которые используются в некоторых безалкогольных газированных напитках (ими полны мини-бары отелей), чай и кофе. С чистошерстяных покрытий эти пятна вывести очень сложно, а порой и невозможно. Опытные хаускиперы знают, что ковры из смесовых волокон, содержащие примерно 20% синтетики, чистятся значительно лучше, а вид имеют столь же привлекательный, как и изделия из чистой шерсти. Проблема шерстяного ковролина и в очень сильной усадке: если на него прольют ведро воды, он может и не «вписаться» в размеры помещения.
Проблемы у хаускиперов вызывает не только натуральная шерсть, но и шелк. 70% шелковых покрывал списали в одном из пятизвездных отелей за два года из-за пятен. Если бы ткань была смесовой, хотя бы с небольшим добавлением синтетики, масштаб потерь был бы куда меньше.
Проблему усугубило и то обстоятельство, что отель обслуживается аутсорсинговой прачечной-химчисткой – при наличии собственной, утверждают хаускиперы, бороться с пятнами на шелке было бы проще. Обивка для мебели из натурального шелка приводит к тому, что такую мебель надо постоянно отправлять на перетяжку.
Мебель из дорогих пород дерева, разумеется, – неизменный атрибут интерьеров отелей верхнего ценового сегмента. Беда в том, что дизайнеры и тут выбирают тот материал, который лучше смотрится, без оглядки на его износостойкость. Например, в одной из московских гостиниц мебель сделана из очень мягкого дерева, вмятины на ней остаются при самом незначительном воздействии: придвинули стул к столу – и уже на спинке «шрамы». Мебель, признаются хаускиперы, просто курсирует с фабрики и обратно – ее постоянно нужно реновировать. Ущерб собственника очевиден.
Заметная статья непредвиденных расходов – цветы. Живые растения – дорогое украшение, частая их замена чревата серьезными тратами, но они неизбежны, если дизайнеры неправильно расставляют зеленые украшения в номерах и общественных зонах. «Каким-то растениям нужно яркое солнце, некоторые цветы любят прохладу и темноту, иные не переносят работающих кондиционеров и гибнут. Между тем дизайнеры, выбирая подходящие места для цветов, исходят из того, где то или иное растение лучше смотрится, и не берут в расчет, где ему комфортнее расти», – рассказывает один из хаускиперов. Это приводит к гибели цветов, в которой нередко обвиняют сотрудников службы хаускипинга: не так, дескать, ухаживали.
Проблема решается приглашением профессиональных консультантов: только после их рекомендаций можно закупать растения и расставлять их в гостинице.
Консультации опытных хаускиперов, считают представители этой профессии, необходимы при разработке дизайна и оснащении номеров. Интерьеры, созданные в сотрудничестве дизайнеров и хаускиперов, помогут сделать отель удобным в эксплуатации, избавят инвесторов от новых незапланированных затрат. Оставлять оснащение гостиницы на откуп дизайнерам пока нельзя, практика показывает, что доверия они не оправдывают.

Элеонора АРЕФЬЕВА

Комментирует Александр МИНАЕВ – генеральный директор АНО «Арт Пипл Групп» (услуги по проектированию зданий, дизайну интерьеров ресторанов, ночных клубов, развлекательных центров и гостиниц):
– Дизайнерам обязательно нужно советоваться с хаускиперами при оснащении отеля, тем более если у них не было опыта в проектировании интерьеров гостиниц. Именно хаускиперы на начальном этапе проектирования могут помочь дизайнеру избежать многих проблем, связанных с последующей эксплуатацией отеля.
Хаускипер поможет определить основные проблемные зоны помещений (наиболее часто подвергающиеся влажной уборке или химчистке), посоветует, какие материалы лучше использовать в отделке, расскажет, какая мебель удобнее в эксплуатации. Опытный хаускипер имеет свою «коллекцию» дизайнерских решений, которые доставляют его службе массу проблем, и, конечно, укажет на них дизайнеру, работающему над новым проектом: это и неправильное расположение розеток, использование неподходящих напольных покрытий, декора стен, глянцевых поверхностей, как в отделке, так и в мебели, обилие зеркал и стекла.
Мы всегда прислушиваемся к мнению хаускиперов и, учитывая их рекомендации, решаем, как сделать проект ярким, интересным, уникальным, но при этом несложным в эксплуатации и обслуживании.
На самом деле не только хаускиперы, но и другой персонал гостиниц – наши верные союзники. Именно обслуживающий персонал помогает исключить многие ошибки при проектировании.
Поэтому инвесторам гостиничных проектов я рекомендую: берите на работу только профессионалов, прислушивайтесь к ним, на начальном этапе ставьте конкретные задачи всем участникам проекта, от дизайнеров до хаускиперов. Создавайте свой бизнес правильно с самого начала.

Комментирует Татьяна КИБИРЁВА – президент Первого клуба профессионалов гостеприимства и директор службы гостиничных услуг отеля Marriott Grand, Москва:
– Что нужно обязательно заложить в проект отеля для того, чтобы минимизировать затраты на хаускипинг? Необходимо проектировать трубу-бельепровод для сброса грязного белья (экономит время по доставке грязного белья очень существенно – уменьшает затраты на зарплату).
Гостевые номера лучше оснащать не обычными диванами, а диванами-кроватями – много запросов идет на дополнительные спальные места (как в номерах с одной кроватью, так и с двумя).
Следует обращать внимание и на доступ к окнам, чтобы избежать дополнительных затрат на оплату работ альпинистов.
Желательно учитывать экологичность ухода за интерьером, минимизировать использование химии для поддержания чистоты в гостиницах.
Наиболее распространенные проблемы хаускиперов касаются сложных поверхностей в гостевой зоне и номерах. Это не только чистошерстяные ковры, особенно темные, которые часто выглядят неряшливо, но и 100-процентная синтетика, она накапливает статическое напряжение, и наэлектризованные ворсинки ковролина всегда «следуют» за ногами входящего: остаются следы не от грязи, а от наэлектризованных волокон, но, так или иначе, номер выглядит «затоптанным». Добавлю и про пресловутый черный мрамор: он требует протирки каждые 10–15 минут, а это дополнительные затраты на персонал. Досаждает и камень-ракушечник, часто используемый без пропитки в ванных комнатах: на нем остаются следы кофе, соков, которые удаляются с большим трудом.
Также сложно поддерживать в надлежащем виде хрупкие бьющиеся плафоны, декоративные вазы, керамические части предметов, которыми пользуется гость.
Очень трудно ухаживать за так любимой дизайнерами латунью – от химии остаются разводы. Проще защищать латунь, и тогда ее не надо натирать специальными средствами.