Росту российского туризма не смогут помешать даже серьезные проблемы, которые в последнее время стали тормозом развития отрасли. Эта тема стала главной на прошедшей в апреле в московском отеле Marriott Grand выставке WTM Vision.
Виталий Владыкин, главный аналитик компании Euromonitor International, выступивший с глобальным обзором туристического рынка, сделал прогнозы относительно его будущих лидеров и аутсайдеров.
К первым относятся страны Азии, где тон задают активно путешествующие китайцы, они выбирают для поездок в первую очередь близлежащие страны. Туризм в Азии, по прогнозам Euromonitor International, вырастет на 6% в ближайшее пятилетие. Стабильный рост покажет и Северная Америка. Нынешняя администрация США объявила о программе государственной поддержки туризма – и это будет одним из факторов роста, который, согласно прогнозу, составит 4%. В аутсайдерах оказалась Западная Европа, там туризм вырастет лишь на 1%, причина столь слабого показателя – экономические проблемы зоны евро.
Виталий Владыкин рассказал и о других трендах мирового туристического рынка.
С одной стороны, расходы на туризм активно путешествующих наций заметно возрастут: в грядущее пятилетие китайцы потратят на туруслуги на $43 млрд больше, аналогичные расходы россиян вырастут на 16 млрд долларов. С другой стороны, туристы всё больше будут стремиться к разумной экономии: растет популярность различных скидок, развитие бюджетных авиаперевозок делает массовыми новые направления (примеры – Индия, Китай, Индонезия). Спрос смещается в сторону более экономичных средств размещения: уже сейчас рост бюджетных гостиниц опережает рост отелей luxury.
Рост медицинского туризма (до 2016 года он наберет еще 6%) эксперт связывает в первую очередь с желанием потребителей сэкономить. Аналогичная мотивация будет способствовать популярности железнодорожного транспорта (за пять лет объем перевозок вырастет на 6%).
Туризм в России ждет рост, чему будет способствовать и стабильное возрастание доходов населения. Будет улучшаться и инфраструктура туризма: за пять лет число мест в гостиницах страны вырастет с 200 тыс. до 300 тыс. Росту турпотока, развитию инфраструктуры будут способствовать и крупные спортивные форумы, которые примет Россия.
Между тем очевидны и проблемы, тормозящие развитие туризма в стране. О них сказали другие спикеры. Так, Евгений Писаревский, заместитель руководителя Ростуризма, отметил, что череда банкротств туроператорских компаний – свидетельство слабости методов управления отраслью. Фактически сегодня государство не справляется с функцией защиты прав и безопасности туристов – собственных граждан. В области управления туротраслью назрели серьезные перемены. Г-н Писаревский также отметил, что сейчас готовится глобальная конвенция по защите прав туристов.
Евгений Писаревский рассказал и о бюджете поддержки отрасли: 250 млн рублей в этом году выделено на эти цели из федерального бюджета, из них 180 млн рублей направлено на продвижение турпродукта страны, 1,2 млрд рублей направили на эти цели региональные администрации.
Владимир Канторович, президент KMP Group, вице-президент АТОР, был резок в оценке работы государства по поддержке въездного туризма. По мнению эксперта, значимых усилий для роста въездного потока в страну власти не предпринимают, и в результате бюджет теряет немалые средства. Г-н Канторович отметил, что в стране не налажена даже статистика въезжающих туристов, при изучении потока въезда принято опираться на данные пограничной статистики, но они не дают объективной картины: часто и те иностранцы, которые приезжают в Россию по делам, вписывают в графу «Цель поездки» – «туризм». Отсутствие нормальной статистики учета въезжающих дает возможность региональным администрациям манипулировать цифрами, завышая свои «туристические успехи». Владимир Канторович отметил, что в активно принимающих иностранных туристов странах тщательно изучают гостей, оценивают их предпочтения по многим показателям.
Спикер считает, что в вопросе введения безвизового въезда для граждан ряда стран государство исходит из соображений политики, но отнюдь не экономики: «Ничто не мешает отменить визы для туристов из стран ЕС прямо сейчас, не дожидаясь симметричных мер с другой стороны», – заявил г-н Канторович. Не прикладываются усилия для рекламы новых туристических маршрутов, например, в города, закрытые для иностранцев во времена СССР. Въездной туризм по-прежнему эксплуатирует бренды времен Советского Союза: Москва, Санкт-Петербург, Золотое кольцо.
Дмитрий Арутюнов, генеральный директор компании ART TOUR, говорил о том, что туроператоры и турагенты в состоянии сделать сами, чтобы улучшить собственную работу и, соответственно, состояние отрасли. Операторам надо отказываться от стремления выкупать большие объемы перевозок, увеличивать квоты в гостиницах. Эксперт порекомендовал коллегам заняться формированием тура под клиента, как это делают во всем мире. «Только в России называют такие туры индивидуальными и продают в массе своей пакетные туры, а вот в США продажи пакетных туров не превышают 8%».
Агентствам же г-н Арутюнов посоветовал вступить в роль домашних «трип-эдвайзеров». Те предприниматели, которые постоянно ведут своего клиента, предлагают ему туры заранее, по мнению спикера, наиболее успешны.
Юлия Алчеева, исполнительный директор страховой компании ERV, озвучила несколько важных новостей: обсуждается создание пула страховщиков, обслуживающих туроператоров, задача этого объединения – незамедлительное оказание помощи туристам, попавшим в сложную ситуацию из-за банкротства операторов.
Она рассказала и о том, что сейчас разрабатываются стандарты медицинского страхования выезжающих за рубеж. «Турист не должен вникать в нюансы своей страховки: оплатят ему по ней лечение от отита или нет – стандартами будут предусмотрены все страховые случаи, и ниже определенных требований страховщики не смогут «опуститься», – отметила эксперт.
Юлия Алчеева прокомментировала и попытки введения отдельного дополнительного страхования каждой путевки – некоторые представители рынка преподносили эту меру как панацею от неприятностей, связанных с банкротством туроператоров. Но, по мнению спикера, страхование каждой путевки – продукт, с которым страховщикам не следует выходить на рынок, слишком сомнительной считает эксперт процедуру урегулирования такого страхового случая.
Элеонора АРЕФЬЕВА