Пять звезд. Гостиничный бизнеc №05-06, Май-Июнь 2012 «НАШ БИЗНЕС ЧАСТО ТРЕБУЕТ МГНОВЕННЫХ РЕШЕНИЙ»← Вернуться к журналу

Деловой форум обозначил главные проблемы отрасли


С 18 по 21 мая параллельно с выставкой MITF-2012 в Москве на конференц-площадках Гостиного двора и Петровского путевого дворца проходил Деловой форум гостиничного комплекса Москвы – 2012. Отельеры со всей страны приехали обсудить важнейшие проблемы гостиничного бизнеса: от классификации средств размещения и кадрового вопроса до проволочек, которые повсеместно сопутствуют проектированию и строительству гостиниц. В форуме приняли участие и представители власти – московского правительства, федеральных структур. Это дает надежду на то, что пожелания и требования участников рынка будут услышаны.

Дела столичные
Форум проводился в Москве и во многом был посвящен столичным делам. Тем более что в столице гостиничная тема набирает актуальность: и в связи с предстоящим в 2018 году чемпионатом мира по футболу, и, в первую очередь, в связи со стратегическими планами московского правительства сделать город настоящим центром туризма.
Глава московского Комитета по туризму и гостиничному хозяйству Сергей Шпилько подтвердил на итоговой конференции форума намерение правительства увеличить номерной фонд города до 2016 года в 1,4 раза и к 2020Cму году удвоить его. По мнению чиновника, эти цифры – реалистичны, к этому времени в столице будет адекватный такому гостиничному предложению поток туристов.
Эксперты, выступавшие в рамках форума, в целом не сочли такие планы неподъемными для гостиничного рынка Москвы. Так, Алексис Деларофф, генеральный директор Accor Hospitality в России и СНГ, подтвердил, что международные гостиничные операторы по-прежнему считают рынок Москвы емким, перспективным с точки зрения развития гостиничного бизнеса. И привел излюбленное сравнение: в Москве бренды глобальных цепочек имеют гостиницы с общим номерным фондом в 9690 номеров, а в Париже только рядом с аэропортом Шарль де Голль – 10 тысяч номеров современного формата в управлении международных операторов.
Марина Смирнова, старший вице-президент компании Jones Lang LaSalle Hotels, также высказала мнение, что гостиничному рынку Москвы есть куда расти, но, правда, с некоторыми оговорками. Конечно, такие объемы уместны только в случае, если существенно возрастет поток туристов, приезжающих в Москву.
И это красноречиво доказал последний кризис, когда загрузка столичных отелей упала до 45–47%. Рынок отелей сегмента luxury в столице близок к насыщению, во всяком случае, отметила г-жа Смирнова, цены на размещение в этой группе в Москве ниже, чем в Лондоне и Париже.
Но в то же время среднеценовой сегмент в российской столице стоит почти в два раза дороже, чем в упомянутых городах.
Вывод напрашивается сам собой: именно его нужно в первую очередь развивать в Москве. Марина Смирнова также заметила, что инвесторам, которые намерены развивать гостиничные проекты в городе, не следует ждать сверхприбылей, которые получали московские отели несколько лет назад: «Аппетиты в плане роста доходности нужно умерить».
Александр Бобылев, генеральный директор отеля «Балчуг Kempinski», говорил о том, что необходимо сделать для реального роста въездного потока в Москву, разумеется, первым делом он назвал визовые проблемы. По его мнению, без отмены виз для ряда стран о кратном увеличении приезжающих в Россию можно только мечтать. И еще раз напомнил о транспортных проблемах столицы: по мнению эксперта, центр города от пробок придется освобождать.
Тему продолжил Алексей Волов, директор по продажам и маркетингу отеля «InterContinental Москва Тверская». Он озвучил данные статистики, согласно которым Россия находится на 28-м месте в списке туристических предпочтений европейцев. Отложенный спрос на страну объясняется не в последнюю очередь высокой ценой на туры: она на 30–40% выше средней по Европе.
Г-н Волов считает, что нужно больше привлекать в Москву внутреннего туриста. Отельер рекомендовал правительству столицы «держать более амбициозную планку в продвижении городского туристического продукта». У потенциальных туристов не должно быть сомнений в том, что российская столица способна предоставить отличную программу для просмотра.

Классификация: вопросы остаются
Первые гостиничные комплексы по всей стране уже проходят классификацию и получают «звезды» по новой системе.
На церемонии открытия форума вручены свидетельства о присвоении категорий отелю «Митино» (3*), гостиничным комплексам «Альфа» и Best Western Vega Hotel&Convention Center (4*), отелям «Mamaison AllCSuites Spa Hotel Покровка» и «Swissotel Красные Холмы» (5*).
Между тем с трибун форума не раз звучали мнения о необходимости доработки действующей системы. В частности, в таком духе высказался Андрей Гаврилов, возглавлявший департамент туристской деятельности и международного сотрудничества Минспорттуризма России. Он призвал отельеров вносить свои предложения по изменению действующей системы. Татьяна Гостенина, вице-президент Федерации рестораторов и отельеров, прямо на заседании форума передала г-ну Гаврилову дополнения и замечания, сделанные участниками ФРИО, на 11 листах.
Среди главных замечаний, высказанных в устной форме: необходимость осовременить систему, добавить туда новые требования, предъявляемые к оснащению отелей, например, предоставление гостям возможности пользоваться IP-телефонией в номерах.
Эксперты отметили как существенный недостаток системы тот факт, что она не дает возможности пройти классификацию средствам размещения, не вписывающимся в стандартные рамки: гостиницам, расположенным в исторических зданиях, хостелам, гостевым домам.
Очень много нареканий вызывает включение в классификацию определенных требований к персоналу. По мнению Алексея Мусакина, генерального директора управляющей компании Cronwell Hotels&Resorts, пункт о том, что генеральные управляющие отелей определенных категорий должны владеть иностранными языками, сразу подведет под увольнение 70% директорского корпуса.
Повис в воздух вопрос о том, добровольной или обязательной должна быть система классификации гостиниц. Варианты развития событий могут быть самыми разными. В частности, Андрей Гаврилов отметил, что этот вопрос может быть передан на усмотрение субъектов федерации.

Согласовать проект? Это – на годы
Владимир Ильичев, директор по развитию Hilton Worldwide в России, поднял тему реализации гостиничных проектов, рассказал о трудностях, с которыми сталкиваются те, кто решил построить отель. По его словам, согласование проектов порой длится годами. Коллегу поддержал Алексис Деларофф, рассказавший о чрезвычайно долгой предпроектной процедуре в России: слишком много согласований должен пройти инициатор строительства, собрать огромное количество бумажек. Во Франции, например, до начала строительства отеля нужно согласовать всего три документа: краткое описание здания и его назначения, анализ его экологической эффективности, эскиз фасада.
По мнению г-на Ильичева, трудности с согласованием связаны с политикой строительного сектора, который не завязан на конечном результате. Если бы чиновники этой структуры несли ответственность за реализацию планов строительства гостиниц в российских городах, все было бы иначе.
Владимир Ильичев считает, что власть должна поддерживать и поощрять инвесторов гостиничных проектов. Такие проекты более обременительны для инвестора, чем другие виды коммерческой недвижимости. И не секрет, что во многих странах власти стимулируют вложения в этот сектор с помощью различных рычагов. Так, на Украине в преддверии Евро-2012 инвесторов гостиничных проектов на пять лет освободили от налога на прибыль, а в Чехии для гостиниц снижен НДС. Г-н Ильичев считает, что о подобных мерах стоит подумать и в России.
Алексис Деларофф коснулся темы устаревших законов, которые также мешают реализации проектов. Согласно российским СНИПам кухню в отеле ibis здесь приходится делать площадью в 400 квадратных метров, тогда как в отелях бренда в других странах на помещение кухни отводится 50 квадратных метров. Устаревшие законы, таким образом, вынуждают инвестора на лишние траты.

Отраслевое образование: не дождались перемен
Гостиничный бизнес становится всё более крупной отраслью экономики: по данным, озвученным на форуме Татьяной Веллер, управляющим директором компании HVS в России, в ближайшие пять лет номерной фонд средств размещения России должен увеличиться на 70%. Потребности гостиниц в новых профессиональных кадрах будут расти соответственно.
Но помимо проблемы дефицита персонала, с которым отрасль сталкивается уже сейчас, отельерам, участвовавшим в форуме, не менее острой видится проблема качественной подготовки кадров. Особенно много претензий к высшим учебным заведениям, готовящим кадры для гостиниц. Как ни странно, перечень этих претензий не меняется годами: недостаток практического обучения студентов, их завышенные претензии при выборе должности, которые не подкреплены реальными знаниями о нюансах работы гостиницы. Обо всем этом говорила в рамках дискуссии на форуме Елена Литвинова, руководитель кадрового департамента компании Interstate Hotels&Resorts.
Татьяна Веллер на итоговой конференции форума рассказала о выводах, сделанных в ходе дискуссий о персонале: при подготовке третьего поколения образовательных стандартов требования международного гостиничного бизнеса не были услышаны и учтены.
К среднему профессиональному образованию, напротив, у отельеров претензий нет. В этом можно было убедиться на встрече в рамках форума, которую провела директор колледжа гостиничного хозяйства «Царицыно» №37 Наталия Седова с руководителями и менеджерами отделов персонала крупных московских гостиниц: «Балчуг Kempinski», «Арарат Парк Хаятт», «Swissotel Красные Холмы», Lotte Hotel, сети «ВашОтель». Все они стремятся видеть выпускников колледжа у себя в отелях, все рассказали об успехах в карьерном росте тех, кто пришел к ним на работу после окончания «Царицыно».
Но это обстоятельство, конечно, не отменяет проблем высшего образования в отрасли, на которые, по мнению выступавших отельеров, должно обратить самое пристальное внимание Минобразование.

Элеонора АРЕФЬЕВА