Количество форумов и дискуссионных платформ, проходящих в рамках ITB Berlin, постоянно растет. Так, в 2012 году в рамках работы выставки прошло порядка 150 мероприятий. К популярным событиям ITB Берлин относится и ITB Hospitality Day, организованный главным редактором журнала hospitalityInside Марией Пютц-Виллемс (Maria Puetz-Willems). В 2012 году он прошел уже в седьмой раз.
В этом году ITB Hospitality Day был посвящен порталам онлайн-бронирования отелей, их конкуренции и популярности у клиентов. Официально тема обсуждения звучала так: «Меньше провайдеров, зато более мощных?» (Fewer providers with more power?). Участники дискуссии, среди которых были директор подразделения Market Management Germany Expedia Partner Services Group Арне Эриксен (Arne Erichsen), вицеCпрезидент Business Development EMEA Sabre Hospitality Solutions Моник Ясперс-Вейн (Monique Jaspers-Wijn), генеральный директор HRS/Hotel Reservation Service Тобиас Рагге (Tobias Ragge), учредитель и генеральный директор Justbook Mobile Огньен Зерич (Ognjen Zeric), обсуждали, всегда ли справедлива поговорка «лучше меньше, да лучше». Модератором этой дискуссии была Каролин Брауэр (Carolin Brauer), генеральный директор компании Quality Reservations.
Отельеры постоянно ищут новые каналы сбыта, в том числе и новые каналы онлайн-дистрибуции. Однако с каждым годом рынок онлайн-продаж становится все сложнее. Происходит процесс консолидации крупных туристических онлайн-агентств (Online Travel Agents – OTA), к которым относятся, например, Expedia, Orbitz, Ebookers. Это ответ гигантов рынка на появление новых порталов и нишевых бизнес-моделей. Ведь ежегодно на рынке появляются тысячи таких новичков.
Кроме того, в игру вступили и поисковые системы, такие, например, как Google. Впрочем, эксперты не считают их серьезными конкурентами для крупных игроков. Тобиас Рагге отмечает, что Google Hotel Finder является и будет оставаться чистой мета-поисковой системой. Бизнес-модель, сосредоточенная на рекламе, не сможет обработать сложный многокомпонентный запрос. «Google Hotel Finder не несет никакой ответственности за количество бронирований, – говорит Рагге. – Они получают деньги за количество кликов, а не за то, сколько из этих кликов в итоге превратились в бронирования». Моник Ясперс-Вейн, однако, видит в Google Hotel Finder также и некоторые положительные аспекты, прежде всего – прозрачность.
Спорный портал Room Key
Однако на этом рынке играют и отельеры. «Отельеры внимательно отслеживают рынки в разных странах, анализируют, где и при какой цене отели их сети или бренда могут быть успешны. Если веб-сайт отеля хорошо сделан и прост в использовании, есть большой шанс, что бронирования будут размещаться непосредственно на нем. OTA обеспечивают дополнительные преимущества, но для сотрудничества с ними необходима правильная работа. Все каналы дистрибуции стоят денег, и иногда имеет смысл опционально расширить свой сайт, вместо того чтобы платить чрезмерному количеству различных порталов», – говорит Моник Ясперс-Вейн.
Отели боятся повышения комиссий третьим сторонам, к которым относятся как GDS – Global Distribution Systems (Amadeus, Galileo, Sabre, Worldspan), так и IDS – Internet Distribution Systems (или, иначе, ADS – Alternative Distribution Systems). Причем боятся до такой степени, что недавно шесть американских гостиничных цепей основали свой портал бронирования – Room Key. Он стал довольно популярен на рынке и постоянно набирает новых членов. Так, сразу после основания к нему присоединилась Best Western, за ней последовали Preferred Hotels и Worldhotels.
«Ситуация должна быть уж совсем отчаянной, если объединились шесть конкурентов», – сказала Каролин Брауэр, которая сама предоставляет платформу для бронирования Quality Reservations.
Конкуренты относятся к Room Key прохладно. Арне Эриксен заметил: «У клиентов есть свои привычки при бронировании, и они перейдут на новый ресурс лишь в том случае, если это будет удобнее, выгоднее, чем то, чем они пользовались раньше. На мой взгляд, Room Key может стать успешным, только если к нему перейдет весь пул клиентов цепей».
Тобиас Рагге прогнозирует, что Room Key относительно быстро исчезнет с рынка: «Игра должна закончиться года через полтора». Система включила коммутирование через Pegasus. Это означает, что гостиницы, осуществляющие дистрибуцию своих номеров с ее помощью, должны были бы в итоге выплатить 25% комиссионных от цены забронированного через них (Room Key + Pegasus) номера, тогда как комиссия у того же HRS – 15%. Кроме того, система вызывает путаницу. «Франчайзи Marriott’а ожидает, что бронирование будет производиться через Marriott.com, но не через Room Key», – отметил Рагге. Однако Моник Ясперс-Вейн считает Room Key сильным игроком. «Мы не знаем, будет ли он работать, но как только Room Key откроется для отдельных независимых гостиниц, то он станет OTA», – говорит она.
Бой в мобильном сегменте
Смартфоны распространяются стремительно, и для многих привычным стало совершать множество Интернет-операций с помощью телефона. Этот рынок активно осваивают и гостиничные дистрибьютеры.
Среди новичков на рынке мобильных туристических агентств (МТА) – компания Justbook Mobile. Компания специализируется на предложениях hotels tonight, то есть предлагает забронировать отель по специальному тарифу в день, когда вы хотите туда заселиться. Другимисловами, этот сервис работает с «горящими предложениями» отелей.
Однако в мобильном сегменте гостиничного рынка онлайн-бронирований активно работает компания HRS, которая давно предлагает скидку Last minute для дня прибытия. Такая скидка была у них и до эры мобильных бронирований, но сейчас услуга стала существенно актуальнее.
Перспективы ОТА и МТА
Что станет с OTA и MTA через пять лет?
Эксперты считают, что через пять лет будут другие рыночные структуры. Доминировать на рынке смогут лишь немногие крупные провайдеры. Дело в том, что генерация прямых бронирований на собственном сайте сама по себе очень трудна, разработать и интегрировать ее на сайт непросто и дорого. Отельерам необходимо будет усиливать свое представительство на рынках тех стран, клиенты из которых им интересны, то есть заниматься выборочной глобализацией. В соответствии с этим им нужно будет и расширять спектр предложений по бронированию, на собственном сайте или с помощью GDS и ADS систем.
Что касается OTA, то, по мнению экспертов рынка, будет происходить их дальнейшая концентрация и консолидация.
При этом в приоритете останется оптимизация онлайновой обработки запросов.
Никита САВОЯРОВ