Пять звезд. Гостиничный бизнеc №03-04, Март-Апрель 2012 «Заказчик всегда прав»← Вернуться к журналу

Москва: отели растут, цены стоят


«InterContinental Тверская», «Mercure Арбат», «Four Seasons Москва», Mandarin Oriental, «Kempinski Никольская», два отеля Novotel в Москва-Сити и Гостином дворе, «Radisson Олимпийский» – целым букетом гостиниц верхнего сегмента должна быть украшена Москва. Не перебор ли это для столичного рынка, на котором отели luxury и upscale и так уже представлены весьма внушительно? Приведет ли появление новых объектов к заметному давлению на цены в московских отелях, которые по-прежнему остаются одними из самых высоких в мире?

История вопроса
Как всякий новый рынок, а именно таким был гостиничный рынок Москвы в 90-е годы, согласно законам жанра, он начал развиваться «сверху»: из отелей новой плеяды первыми в московском регионе появились «пятизвездники» и «четверки» «Radisson Славянская», «Novotel Шереметьево», затем – отели Marriott. С начала «нулевых» редкий год обходился в столице без открытия новой гостиницы верхнего сегмента.
Напомним, до глобального экономического кризиса, который начал проявляться осенью 2008 года, столичные отели работали со сверхдоходами, цены на размещение нередко и сами отельеры называли сумасшедшими, в этом компоненте Москве не было равных. Лучшего стимула для инвесторов и операторов нельзя и представить, гостиничный рынок Москвы стали называть «рынком мечты».
Кризис многое изменил. Затормозились многие гостиничные стройки, и те объекты, которые должны были открыться много раньше, приняли гостей только сейчас, например «InterContinental Тверская», а некоторым проектам вообще не суждено состояться – речь о Grand Hyatt в ММДЦ «Москва-Сити». Цены упали, и до сверхвысокого докризисного уровня им помешали подняться новые отели-конкуренты, вступившие в эксплуатацию в 2009–2010 годах.
Тем не менее уже в первом полугодии 2010 года гостиницы Москвы стали демонстрировать рост основных показателей – и загрузки, и цены. Больше всего преуспели в росте доходов объекты сегмента luxury, у всех остальных движение средней цены на номер разнонаправленное, что сделало динамику их RevPAR менее выраженной. При этом они работали в условиях возрастающей конкуренции: в 2010 году на рынок вышли новые отели верхнего ценового сегмента – «Садовое кольцо» (86 номеров), Renaissance Monarch (366), Radisson Royal («Украина») (507), Lotte Plaza (301).
Больше всего по количеству номеров в 2010 году выросли сегменты upscale/luxury (около 1300 единиц). Но, как оказалось, спроса вполне хватило на возросшее предложение.

Неравномерно и постепенно
Конкуренцию введенных в эксплуатацию в 2010 году отелей рынок Москвы в полной мере ощутил в прошлом году, но нельзя сказать, что она оказалась для него болезненной. В 2011 году отели сегмента luxury в Москве демонстрировали рост среднегодовой загрузки и показателей ADR и RevPAR, это особенно подчеркнул Алексис Деларофф, генеральный директор Accor Hospitality по развитию в России и СНГ, комментируя по просьбе редакции сложившуюся ситуацию. По мнению эксперта, это говорит о больших перспективах отелей верхнего сегмента в российской столице. Он констатировал, что международные операторы по-прежнему заинтересованы в выводе своих брендов класса «люкс» на рынок Москвы.
Данные, предоставленные компанией Jones Lang LaSalle Hotels, также свидетельствуют и о росте спроса на отели высокого класса, и о росте цен. В luxuryсегменте цена выросла на 1,5%, загрузка – на 1,4%, в сегменте upper-upscale рост цен составил 1,6%, здесь отмечено 5-процентное повышение загрузки.
При некоторых колебаниях загрузки цены росли и в других сегментах: в отелях upscale – на 6,3%, в гостиницах среднеценовой категории – на 8,4%.
Владимир Ильичев, директор по развитию Hilton Worldwide в России и СНГ, также отметил, что растет не только количество отелей, но и число приезжающих в Москву, рынок города всё еще обладает очень большим потенциалом. И добавил, что в ближайшие два-три года Hilton намерен открыть еще четыре отеля в российской столице, причем два из них – в сегменте upscale.
Марина Смирнова, старший вице-президент компании Jones Lang LaSalle Hotels, обратила внимание на неравномерность развития московского гостиничного рынка: то открывается сразу несколько отелей, то наступает затишье.
Кроме неравномерности, у рынка столицы есть еще одна неизменная черта – редкий объект сдается строго в первоначально заявленный срок. «Так что, возможно, и на этот раз не все отели, запланированные к открытию, уже в этом году примут гостей», – предполагает эксперт.
Алексис Деларофф также полагает, что ввод новых гостиниц верхнего сегмента будет проходить плавно и умеренно. Игроки рынка получат возможность адаптироваться к условиям возросшей конкуренции.

Что с ценами?
«Политика гостиничных операторов в верхнем ценовом сегменте направлена на то, чтобы удержать высокую ценовую планку в Москве, – считает Марина Смирнова. – При этом предпосылок к росту цены нет: столица по-прежнему остается главным образом направлением делового туризма, пока она так и не стала направлением туризма познавательного. Но и падать цены пока не будут, особенно в отелях высокого класса. Если они снизят цену, потеряют рыночную устойчивость. В гостиницах верхнего сегмента предпочтут потерять гостей».
Такое мнение подтвердил и Еспер Хенриксен, генеральный менеджер гостиницы Radisson Royal («Украина»): «Мы очень аккуратны со снижением расценок – продукт класса «люкс» имеет свою стоимость».
По мнению Владимира Ильичева, ожидать заметного падения цен в столичных гостиницах верхнего сегмента пока не стоит. Возможна лишь небольшая коррекция в отдельных районах города.
Алексис Деларофф отмечает, что в Москве уже не ждут докризисных сверхприбылей. «Со временем некоторая коррекция цен в сторону понижения в отелях Москвы должна произойти, это нормальное явление, однако предпосылок для существенного снижения цен на размещение нет», – заявил эксперт.
По данным исследования компании Praedium Oncor International, проживание в отеле категории 5* в прошлом году обходилось гостям Москвы в среднем в 550–650 долларов за стандартный номер. Стоимость номера «люкс» в отелях уровня 4 и 5* составляла около 500–650 и 1500–2500 долларов соответственно.

Конкуренция – это на пользу
Большинство игроков московского гостиничного рынка имеет большой опыт работы в условиях конкурентного окружения в других странах, и потому рост рынка их особенно не пугает. По мнению г-на Ильичева, отели под международными брендами с хорошей репутацией окажутся в привилегированной позиции. Например, Hilton Worldwide выиграет благодаря спектру своих хорошо известных на рынке брендов, от люксовых до экономичных, в комбинации с сильным глобальным маркетингом и Hilton Hhonors – программой лояльности для гостей.
Давно работающие на рынке отели вынуждены будут предпринять особые меры по удержанию гостей. В части отелей в преддверии роста конкуренции началась реконструкция. Она прошла и проходит в московских «пятизвездниках» «Marriott Аврора», Marriott Grand, «Балчуг Kempinski», «Арарат Park Hyatt». Предстоят вложения и в рекламу действующих объектов.
Разумеется, подчеркнул Алексис Деларофф, в условиях более жесткой конкуренции отели будут привлекать гостей и новыми предложениями, и более качественными услугами.
Как бы ни отнеслись к росту числа гостиниц в Москве отельеры, гостям столицы он явно пойдет только на пользу.
Что же касается роста предложения, то после 2013 года, когда ожидается ввод еще нескольких отелей, в Москве наступит относительное затишье. Заемное финансирование по-прежнему слишком дорого, барьеры для новых игроков остаются высокими. Это позволит рынку «придти в себя» и «переварить» новое предложение в спокойном режиме, считают эксперты.

Элеонора АРЕФЬЕВА