Пять звезд. Гостиничный бизнеc №03-04, Март-Апрель 2012 «Заказчик всегда прав»← Вернуться к журналу

ОЭЗ: черная дыра или золотое дно?


На состоявшемся в конце 2011 года гостиничном саммите «Ставка на регионы» одной из ключевых тем стала активизация туристического потенциала регионов России. Заместитель генерального директора ОАО «ОЭЗ» Вадим ДУБОВИК провел презентацию особых экономических зон и участвовал в качестве эксперта в дискуссии о проблемных вопросах регионального развития гостиничного бизнеса.
Тема вызвала большой интерес, ведь стоит отъехать от Москвы и Санкт-Петербурга на 200–300 км, как количество приличных гостиниц уменьшается до нескольких десятков, а международных брендов и вовсе остаются единицы. Одна из бед России известна давно – дороги, а точнее, их отсутствие. Без них и качественной инженерной инфраструктуры развитие гостиничного бизнеса невозможно. В построенную посреди тайги гостиницу, будь она хоть вторым Тадж-Махалом, никто не поедет, пока в ней (или поблизости) не будет конференц-центра, кафе или ресторана и пункта банковского обслуживания. К тому же от аэропорта до отеля придется добираться сорок верст на оленях... Однако развитие любого региона возможно только в рамках государственной программы, предусматривающей комплексные меры; ни один девелопер не будет заниматься этим сам.
Отрадно, что как раз в этом направлении государство активно работает, представленный на саммите проект особых экономических зон вызвал бурные дебаты. Напомним, особые экономические зоны (далее – ОЭЗ) – это территории, наделенные особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли; де-факто – интегрированный инструмент экономического развития.
Управляющая компании ОАО «ОЭЗ» поставила перед собой две основные цели. Первая – привлечь передовые технологии производства и управления, найти иностранных партнеров, обладающих компетенциями в стратегических для России отраслях экономики. Вторая – сформировать точки роста экономики, создать продукцию и услуги, конкурентоспособные на внешних рынках.
ОЭЗ нужны для развития высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработки и производства новых видов продукции, расширения транспортно-логистической системы.
Привлекаемые технологии производства и управления предстоит опробовать на региональном уровне, а затем распространить на всю страну.
В обсуждении на примере туристско-рекреационных зон было продемонстрировано, что ОЭЗ как проводник между государством и частным бизнесом уже доказали свою эффективность, привлекая активных игроков.
Масштабностью это начинание напоминает реформы Петра I, будем надеяться, оно окажется столь же успешным.
Заместитель генерального директора по развитию и работе с инвесторами ОАО «ОЭЗ» Вадим Дубовик, выступивший на саммите экспертом, привел в качестве примера зоны туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала» и «Байкальская гавань». Обе расположены на озере Байкал, что уже можно считать уникальным конкурентным преимуществом, однако их развитие, а также возможности привлечения инвесторов во многом зависят от транспортной доступности региона. Как рассказал г-н Дубовик, «по роду своей деятельности я провожу много времени в командировках и постоянно испытываю российский туристический бизнес на себе. География особых экономических зон охватывает разные районы, и качество предоставления гостиничных услуг в них сильно отличается».
Кстати, все ОЭЗ расположены в индустриальных центрах России, что открывает огромные возможности для сегмента MICE-туризма и не только. Туристические ОЭЗ находятся в самых живописных регионах страны и таят огромный потенциал для развития сегмента гостиничных услуг.
Чем интересны ОЭЗ частному инвестору? Возможностью подключиться к работе над выбранным перспективным проектом (или несколькими) при всесторонней поддержке государства. Многих инвесторов, привыкших десятилетиями воевать с российскими бюрократами и налоговиками, это даже несколько настораживает.
На территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а именно: инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, поэтому издержки на создание нового производства сокращаются. Благодаря режиму свободной таможенной зоны резиденты получают значительные таможенные льготы и налоговые преференции, а система администрирования в формате «одно окно» (в которой задействованы федеральные и региональные органы исполнительной власти, оказывающие наиболее востребованные инвесторами ОЭЗ услуги) упрощает взаимодействие с регулирующими органами.
Льготы, доступные инвесторам, впечатляют. Государство готово сделать для заинтересовавшихся проектом компаний следующее:
• предоставить налоговые, таможенные и административные преференции;
• организовать в ОЭЗ инновационную, инженерную, транспортную и социальную инфраструктуру, причем за счет госбюджета;
• освободить инвесторов российских ОЭЗ от налога на землю и транспорт на ближайшие пять лет;
• снизить ставку налога на прибыль;
• сократить для резидентов инновационных экономических зон ставку ЕСН;
• обеспечить инвесторам правовые гарантии, защищающие от возможных неблагоприятных изменений в налоговом законодательстве;
• предоставить льготные арендные ставки на землю и офисные помещения;
• дать право выкупа земельного участка под возведенными инвесторами объектами капитального строительства.
Особого внимания заслуживают упомянутые таможенные преференции.
На территориях ОЭЗ действует режим свободной таможенной зоны. Это значит, что иностранные товары размещаются и используются в ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и НДС, а российские размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.
ОАО «ОЭЗ» поставило перед собой задачу – уделяя внимание маркетинговой поддержке частного сектора, на удаленной от Москвы территории развивать международный комплексный продукт, чтобы улучшить туристический и гостиничный имидж России.
Возможно, «пионером» в этом направлении станет Байкальский регион. Байкал уже сейчас имеет огромный туристический потенциал, хотя и с отложенным спросом, поскольку мало кто имеет возможность полететь туда отдохнуть, а мечтают об этом многие.
Как только ни называли Иркутск – Середина земли, Транспортно-коммуникационные ворота в Азию или Байкал – Голубой глаз планеты и т.д. Достаточно раскрученный промышленный узел на пересечении транспортных путей, из которого авиакомпании выполняют около 20 прямых рейсов в другие города и страны, – «золотое дно» для туроператоров и отельеров при условии, что уровень развития туристического сегмента в этом регионе будет соответствовать международным требованиям.
Рассматриваются идеи и так называемого транзитного туризма, например, поездки из Европы в Китай через Байкал, где можно остановиться на несколько дней. Организован прямой авиарейс из Мюнхена в Иркутск, так что сибирский туризм постепенно «цивилизуется».
Что же касается непосредственно ОЭЗ, как отметил генеральный директор управляющей компании «ГОСТ Отель Менеджмент» Сергей Колесников, «нужно делать на них высокую ставку, возможно, имеет смысл при их разработке брать на вооружение идеологию мишленовских звезд». Имеется в виду следующее: гурманы считают, что, если на пути окажется какой-либо из ресторанов, отмеченных в известном туристическом справочнике Michelin одной звездой, надо обязательно его посетить. Ради ресторана с двумя звездами можно сделать и крюк 250 км; ну, а если у заведения три звезды, тогда уж точно стоит отправиться в гастрономическое путешествие. Чем, спрашивается, Байкал хуже?
Разумеется, невозможно превратить в туристическую мекку все регионы сразу, начинать нужно с одного-двух, ведь рассеивание усилий (да и средств) может привести идею к провалу. При грамотной стратегии ОЭЗ могут дать огромные дивиденды, причем не только денежные. Сегодня администрации многих регионов это уже поняли и предоставили заинтересованным лицам возможность инвестировать в проекты.
В заключение отметим, что начиная с 2006 года в ОЭЗ России пришли 307 инвесторов из 20 стран (данные на 10 марта 2012 года). Среди них такие транснациональные гиганты, как Yokohama, Isuzu, Itochu, Sojitz, Air Liquide, Bekaert, Rockwool, Novartis, Plastic Logic, NSN и Arkray. Объем заявленных резидентами инвестиций составляет более 360 млрд руб. (около 12 млрд долл.). Время покажет, были эти компании рисковыми игроками или дальновидными стратегами.
Подготовила Яна ЯМНОВА
Врез
В Российской Федерации 25 особых экономических зон четырех типов: четыре промышленные, четыре инновационные, три портово"логистические, 14 туристических. Семь турзон находятся в Иркутской области, Республике Алтай, Республике Бурятия, Калининградской области, Ставропольском крае, Приморском крае. Туристический кластер из семи особых экономических зон создан в Карачаево-Черкесии, Краснодарском крае, Адыгее, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Дагестане, Республике Ингушетия. С 2006 г. бюджетные вложения в развитие особых экономических зон России составили более 45 млрд руб., или около 1,5 млрд долл.