Пять звезд. Гостиничный бизнеc №07-08, Июль-Август 2012 «Правила и законы для гостиничных девелоперов надо менять»← Вернуться к журналу

Правила и законы для гостиничных девелоперов надо менять


В Подмосковье готовится к открытию уникальный отель – Four Elements Borodino Club. Необычная концепция, богатая инфраструктура уже привлекли внимание партнеров и коллег к еще не открывшейся загородной гостинице. Николай ХЛЫСТОВ, инициатор проекта и генеральный директор Four Elements Borodino Club, в интервью «Пяти звездам» подробно рассказал о проекте. И не только о нем. Опытный отельер, на этом проекте он получил и опыт девелопера. И это обстоятельство также дало поводы для размышлений и выводов.
– Николай, открыть отель в Бородино, в историческом месте, – красивая идея. Какими маркетинговыми исследованиями она подкреплена – насколько будет востребована здесь пятизвездная гостиница?
– Мы открываемся в год 200-летия Бородинской битвы – уже только это событие должно подхлестнуть интерес туристов. По информации музея, расположенного на месте исторического сражения, в добрые старые времена потоки гостей в Бородино были в десятки раз больше. Не дело отельеров формировать туристические маршруты, но, тем не менее, я думаю, что Бородино должно быть включено в туры по московскому региону. Это в значительной степени стало маркетинговым подкреплением идеи открыть отель в Бородино.
Мы считаем, что наш отель займет нишу качественного семейного отдыха недалеко от Москвы. Гостиниц высокого уровня, которые предлагали бы богатый выбор услуг для тех, кто хочет отдохнуть за городом, на самом деле в Подмосковье не так много.
– Собираетесь ли вы работать с корпоративными клиентами?
– Конечно, мы будем работать с этим сегментом. В отеле несколько конференц-залов, рассчитанных на 50–70 гостей. Комплекс располагает и многофункциональным залом – как для спортивных мероприятий, так и для конференций, банкетов, небольших выставок. Кроме того, мы рассчитываем размещать бизнес-туристов, которые приезжают в филиалы иностранных компаний, расположенных в соседних районах. Здесь работают LG, Samsung, Liebherr, Scania.
И еще, в округе активно развивается малоэтажное строительство, жители коттеджей, дач, полагаю, захотят воспользоваться услугами спа-центра, ресторанов. Эти услуги мы заложили в проект с запасом, то есть их хватит не только на тех, кто будет останавливаться в отеле.
– Пожалуйста, расскажите подробно об этих дополнительных услугах, о развлекательной инфраструктуре отеля.
– Сейчас мы ведем переговоры на предмет брендирования нашего спа-центра. Он предлагает очень солидный набор услуг. В спа-центр входит большой термальный комплекс с набором различных саун, бань; предусмотрены кабинеты для процедур, которые будут проводить высококвалифицированные специалисты; работать мы будем с профессиональной косметикой, бренд сейчас выбираем. В составе комплекса будет шесть бассейнов: один из них – детский, три – открытых, один из открытых – круглогодичный, он соединен с внутренним бассейном.
Еще один объект инфраструктуры – спортивный комплекс, включающий многофункциональный зал, поле для сквоша, открытые теннисные корты.
В отеле есть и развлекательная зона: бильярд, боулинг, набор игровых автоматов для детей и взрослых.
Наш ресторанный комплекс разделен на несколько тематических залов, в них будут предлагать блюда различных национальных кухонь.
Думаю, большая территория отеля – тоже важный элемент инфраструктуры, нашим гостям будет где погулять.
– Почему отель называется «Четыре стихии»?
– В дизайне и даже в операционной деятельности мы пытаемся обыграть четыре стихии – это огонь, вода, земля, воздух. Разные идеи возникают по этому поводу, но общий смысл такой, чтобы и оформление номера, и заказанное в ресторане блюдо, и спа-процедура, и ароматы в отеле вызывали у нашего гостя ассоциации с одной из стихий. Зачем мы это делаем? Когда человек платит за гостиницу, он ведь, в общем-то, в обмен на свои деньги получает только эмоции. Вот своей идеей мы стремимся вызвать у гостя яркий, положительный эмоциональный отклик на наш отель.
– Помимо ярких впечатлений, которые вы готовите гостям, и действительно богатой инфраструктуры, какими еще конкурентными преимуществами обладает Four Elements?
– Среди таких преимуществ могу назвать очень продуманный проект отеля, в котором всё сделано так, чтобы гостям было комфортно. Например, здания соединены между собой переходами, и в спа-центр зимой нет необходимости идти в шубе. Или еще пример: у нас очень просторные, возможно, даже слишком просторные номера. Стандартный номер имеет площадь около 48 кв. м, и в нем совершенно свободно может разместиться семья из четырех человек. При этом используется зонирование номера – есть место, где можно собраться всей семьей, место для сна.
Конкурентным преимуществом можно считать и наш недостаток – удаление от Москвы на 100 километров. Разве в радиусе 50 км от столицы сейчас можно найти чистый воздух?!
В перспективе мы собираемся сделать акцент на детском направлении. Это будет не банальная анимация, которой уже многие пресытились, а игры и занятия с детьми, направленные на их развитие. Думаю, это тоже привлечет к нам дополнительные потоки гостей.
– Николай, скажите, почему вы решили не привлекать международных операторов к управлению отелем?
– Международные операторы прекрасно управляют городскими гостиницами. Что же касается загородного отеля, поток в который формируется прежде всего из Москвы, – это направление не разработано глобальными гостиничными компаниями. И вряд ли они смогут генерировать ощутимый приток клиентов. Затраты на бренд будут высоки, а отдача от него – не слишком велика. Это увеличит сроки окупаемости проекта. Так что привлечение глобального оператора к управлению таким объектом, как Four Elements, скорее всего, было бы экономически не эффективным. В любом случае, это вопрос конкретных договоренностей и переговоров с операторами и инвесторами, а также точных экономических расчетов.
– Очевидны успехи международных операторов и в подготовке персонала. А как проходит подбор команды менеджеров Four Elements? Как вы собираетесь обучать линейных сотрудников?
– Неоспоримая заслуга глобальных операторов в России в том, что они сделали работу в гостинице престижной. Сейчас уже многие хотят идти работать в эту сферу, к профессии отельера привит вкус. Раньше повар – это было что-то сродни дворнику. А теперь все знают, что шеф-повар – одна из самых главных фигур в отеле: он умеет готовить, умеет управлять, умеет не просто дать гостю тарелку с объемом еды, но и презентовать ее. Появляются молодые (и не очень) российские шеф-повара, которые всё это делают на должном уровне.
Появились и очень профессиональные российские менеджеры, которые прошли школу работы в западных гостиничных сетях. Есть такие люди и в команде ключевых менеджеров нашего отеля, которая на сегодня в целом сформирована. В ней есть и профессионалы, которые получили хороший опыт и прекрасные навыки в российских независимых отелях. Команда сформирована как из тех людей, с которыми я когда-то работал, так и из кандидатов кадровых агентств.
Сейчас я веду переговоры с рядом международных гостиничных школ, планирую организовывать с их помощью обучение наших менеджеров. Это будут краткосрочные программы, которые позволят сотруднику быстро обучиться и стать внутренним тренером для своих подчиненных.
Что касается линейного персонала, набирать его будем из близлежащих районов Московской области, а также, возможно, из Смоленской области, до нее недалеко. Бытует мнение, что для отелей, которые находятся на большом расстоянии от крупных городов, трудно найти персонал. По моему мнению, тот, кто не может найти и достойно обучить кадры, не является хорошим менеджером. Персонал должен пройти хорошую подготовку у менеджеров своего отеля, здесь большую роль играет квалификация ключевых сотрудников, отвечающих за отдельные службы. Я думаю, мы такими сотрудниками обладаем и сможем хорошо подготовить линейные кадры.
– Девелоперы гостиничных проектов в России часто сетуют на трудности с согласованием проекта, на дополнительные обременения, которые возникают в ходе строительства. Столкнулись ли с этими проблемами вы?
– Требования к самому проекту строительства отеля, во-первых, устарели, во-вторых, противоречат друг другу. Они и не развиваются по-настоящему, вносятся лишь какие-то дополнения, например, после трагедии в Перми в клубе «Хромая лошадь» что-то добавили про противопожарную безопасность, произошел теракт в Домодедово – про противотеррористическую.Но это просто латание дыр.
Экспертиза проекта – это хождение по мукам. Каждый эксперт высказывает свою точку зрения на трактовку документа: «Я хочу, чтобы это было так!» Не должно быть «Я хочу!» в экспертизе! Непонятно, ведь если отель проектировался на основании СНИПов, почему у экспертизы возникают замечания, которые ставят крест на проекте, – и они тоже исходят из СНИПов. Значит, либо СНИПы нужно выбросить на свалку, либо изменить процедуру прохождения экспертизы. С моей точки зрения, нужно сделать и то, и другое.
Я, наверное, тут буду не в тренде, но считаю, что государство, пытаясь сейчас уйти от экспертизы проектов, делает ошибку. У нас немало НИИ, которые финансируются из госбюджета, – нужно задействовать эти НИИ. Пускай всё проверят, просчитают и вернут с заключением: что и где нужно исправить. А сейчас… эксперту не понравилось – иди, переправляй. А обосновать, на основании какого документа он принял решение, у него желания нет. Он ведь эксперт. Решил – значит решил.
Отсутствие государственной экспертизы приводит к чему? Что в результате получается? Быстро построил, мало вложил, выгодно продал – и уехал на острова. И в эксплуатацию вступают здания, где и близко нет использования современных технологий, страдает качество строительства.
Например, энергоэффективность проекта. Часто ею жертвуют в угоду меньшим инвестициям в проект. Но такие проекты всё равно быстро не окупаются: все «проедается» на этапе операционной эксплуатации.
И еще. Знаете, что больше всего меня поражает? Вот я хочу купить мебель – пожалуйста. Мне за мои деньги ее изготовляют, привозят, собирают. И больше я ни за что не плачу.
А когда я начинаю покупать энергию, воду, тепло – должен заплатить за само право этой покупки, за саму возможность покупать и платить потом деньги за электричество, например. Я ни экономически, ни идеологически, ни просто с точки зрения здравого смысла не могу объяснить эту ситуацию.
Сейчас инвесторы за свой счет организуют подвод электричества в отель, реставрируют трансформаторные подстанции. При этом мы постоянно слышим, что развитие электроэнергетики в России очень слабое, инвестиций нет, мощностей не хватает. А где же эти огромные деньги, которые бизнес выкладывает просто за то, чтобы подключиться к электроэнергии?!
– Риторический вопрос. Как вы видите решение проблемы?
– Нужно менять правила подключения к коммуникациям. Инвестор не должен ходить по кабинетам и кланяться. Он должен быть от этого отгорожен. Подал документы – через месяц подключение. Если отказ – то мотивированный, а не как у нас – «реставрируй подстанцию». Реставрация мощностей – дело тех, кто продает. Им это выгодно: я теперь у них ближайшие сто лет буду энергию покупать.
Что касается экспертизы проекта, качества строительства, эту проблему эволюционным путем не решишь. Здесь должны быть радикальные изменения. И вряд ли необходимо что-то изобретать. Нужно взять отработанные в течение многих лет правила и технологии западных стран и с минимальными изменениями, связанными с особенностями климата в России, сейсмоактивности в нашей стране, реализовать их здесь. Потому что если мы пойдем в этом вопросе опять «своим путем», всё будет «как всегда»…
– Вернемся к Four Elements. Вы уже начали формирование службы маркетинга и продаж. Можете поделиться первыми результатами ее работы?
– Да, мы начали работу по формированию службы маркетинга и продаж. Подобрали, с нашей точки зрения, достаточно сильных лидеров этой службы. Сейчас формируем стратегию маркетинга, медиапланы, планы по рекламе, продвижению, а также начинаем работу с туристическими агентствами, агентствами по проведению корпоративных мероприятий, находимся в тесном контакте с администрациями района и Московской области.
Планов много. Мы уделяем много внимания развитию электронной коммерции. Я уже не один раз говорил об этом и повторюсь вновь. Наш потенциальный гость – москвич – имеет, пожалуй, четыре точки выхода в Интернет, которыми пользуется ежедневно: из офиса, из дома, с планшетника, с телефона. Поэтому мы и делаем ставку на электронную коммерцию, на продажи в сети. Для этого мы планируем разработку так называемого сайта бронирования сервисов. В принципе, какого-то сверхпрорыва в технологии продаж мы, конечно же, не придумали, но мы хотим развить сервис, который позволил бы нам продавать через Интернет не только номера, но и все услуги отеля. Этот вопрос немаловажен, так как в загородных гостиницах обычно структура продаж иная, чем в бизнес-отелях. Если в городских гостиницах три четверти дохода приходится на номерной фонд, то в загородных отелях номерной фонд формирует лишь 40–50% дохода. Остальное приносит инфраструктура, та самая инфраструктура отдыха, которой мы в своем проекте уделили немало денег и времени. Поэтому наша задача теперь – создать технологии, которые позволят наиболее эффективно продать этот уникальный продукт и будут удобными для нашего гостя.
Мы ведь и в самом деле обладаем одним из самых интересных гостиничных проектов из тех, что есть сегодня на рынке. Этот фактор в сочетании с другими – командой сильных специалистов и новыми технологиями в продажах, которые мы создаем, – дает нам право рассчитывать на успех.

Беседовала Элеонора АРЕФЬЕВА