Пять звезд. Гостиничный бизнеc №09-10, Сентябрь-Октябрь 2012 «Главное требование гостей неизменно: высокий уровень сервиса»← Вернуться к журналу

Ночной клуб в отеле: как это сделать?


Ночные клубы в отелях – теперь не редкость. Особенно часто их открывают в региональных гостиничных комплексах. Не секрет, что немало в России городов, где достойный ресторан или клуб есть только в гостинице, это центр притяжения не только гостей региона, но и его жителей. И такая популярность – залог дополнительного источника дохода отельеров.

Кадры – прежде всего
Гарик Гагарин, экс-арт-директор клуба «Крыша мира», в рамках выставки LuxuryHITS провел мастер-класс, на котором поделился со слушателями своим мнением о том, как открыть достойный ночной клуб.
Одна из первых и главных его рекомендаций – подбор команды основных специалистов до этапа проектирования клуба.
В нее, по мнению эксперта, должны входить генеральный директор и управляющий (можно совместить), бухгалтер, арт-директор, шеф-повар, бар-менеджер, начальник охраны, а также архитектор-дизайнер.
Почему эта команда должна подключиться к проекту на самой ранней стадии?
Каждый из этих специалистов должен внести свою лепту в создание клуба, их мнения и рекомендации призваны оптимизировать сам проект, избежать возможных ошибок при проектировании из разряда тех, которые куда дешевле предупредить, нежели потом исправлять.
Разумеется, проект – это прерогатива архитектора, но и управляющий, занимающийся всеми согласованиями проекта, также продумывает концепцию зонирования будущего клуба.
Для отелей актуально, чтобы клуб в дневные часы работал в режиме кафе. Как, например, «Пропаганда» в Москве: днем здесь предлагают ланчи для сотрудников компаний, офисы которых расположены поблизости, а к вечеру пространство трансформируется и становится полноценным ночным клубом.
Обычно на кухню и подсобные помещения приходится столько же площади, сколько на гостевую зону, утверждает Гарик Гагарин. Экономить на «квадратах» кухни могут только японские рестораны – именно этим объясняет эксперт их невероятную популярность в Москве.
Задача управляющего – выслушать мнение шеф-повара о том, какая кухня ему нужна, какое оборудование и где должно располагаться. Бар-менеджер также высказывает свои пожелания о том, какие функциональные требования он предъявляет к барной стойке.
Эти специалисты могут заказать определенный набор оборудования, и тут логично прислушаться к их мнению. Во-первых, они профессионалы и выбирают для своей работы то, что на деле считают лучшим. А во-вторых, потом владельцу и спрашивать будет легче, считает г-н Гагарин, – ведь выбор удовлетворен, всё, что нужно, закуплено, значит, те или другие промахи кухни, долгое исполнение заказа, например, на оборудование или другие функциональные огрехи уже не списать.
Безопасность – один из ключевых моментов, которые непременно нужно учесть. Начальник охраны вносит свой вклад в проект: расположение входов-выходов, в том числе и эвакуационных, видеокамер наблюдения – его прерогатива. Камеры, как и всё навесное оборудование, лучше проектировать на самом раннем этапе: если устанавливать их, когда клуб готов, появляются короба, которые портят внешний вид заведения, предупреждает эксперт. По мнению Гарика Гагарина, системы слежения в клубе все-таки не должны сильно бросаться в глаза – это нарушает обстановку доброжелательности и отпугивает гостей.

Клуб начинается с парковки
«Если театр начинается с вешалки, то клуб – с парковки, – говорит Гарик Гагарин. Бывает, не припарковались гости – уехали в другое место». Парковка ночного клуба, который входит в один комплекс с отелем, должна быть расположена так, чтобы шум машин не мешал отдыху клиентов гостиницы, подземная стоянка в таком случае – наиболее выигрышный вариант.
Грамотный проект ночного клуба – залог его успешной работы: удобные входы-выходы, которые исключали бы пересечение потоков гостей, продуманные зоны для отдыха, оптимальная инсталляция техники, регулируемое освещение и достаточная вентиляция. Туалету лучше уделить особое внимание – в таком заведении он должен быть идеален. При экономии места на гардеробе (сезонное пространство) его можно увеличивать в высоту или сделать передвижные вешалки.
И еще несколько замечаний эксперта относительно того, что должно, а что не должно присутствовать в клубе. Так, плазменные панели прочно вошли в ресторанно-клубную моду, но так ли они необходимы? Одно дело, если заведение рассчитывает на приток футбольных болельщиков во время матчей. Другое – если туда люди ходят главным образом общаться – тут плазма может помешать и общению, и отдыху, ведь большинство людей и так проводят слишком много времени, уткнувшись в экраны самых разных гаджетов.

Кто заказывает музыку?
Арт-директор присоединяется к команде сотрудников будущего клуба также на раннем этапе. Помимо определения расположения сцены, гримерок, диджейского стола и т.д., он принимает участие в решении очень важных финансовых вопросов, связанных с установкой светового, звукового и видеооборудования.
За примерами того, насколько важен контроль профессионала над этим процессом, далеко ходить не надо. Г-н Гагарин рассказал об истории одного заказа, когда поставщик, пользуясь неосведомленностью заказчика в вопросах оборудования, привез в клуб всё, что годами пылилось на складе: кассетные магнитофоны, микрофоны в избыточном количестве, много лишних световых приборов, но при этом оборудование для диджея отсутствовало.
Также эксперт считает, что вопрос с закупкой оборудования нужно решать сразу: аренда его после открытия повлечет лишние траты, а во время ввоза-установки-вывоза техники нередко страдают интерьеры.
Иногда владелец заведения искренне считает, что ему не понадобится концертное оборудование: только тихая фоновая музыка. Практика показывает, что со временем вопрос закупки техники для шоу все равно возникнет в тот момент, когда в заведении начнут проходить закрытые мероприятия по сценарию заказчика. Только проинсталлировать эту технику в готовом интерьере будет гораздо сложнее.
Гарик Гагарин советует владельцам новых клубов и ресторанов не спешить открываться: лучше поработать месяц-другой, позвать друзей, выслушать их мнение о возможных недоработках, обкатать оборудование. А уже после «тестирования на своих» открываться для всех.

Элеонора АРЕФЬЕВА

Комментирует Дмитрий ЗЛАТКИН, директор гостиничной сети AMAKS Hotels & Resorts:
– Прибыль от ночных клубов при гостинично-развлекательных комплексах, безусловно, является важной статьей дохода.
Доходность клубов складывается из многих статей: ресторанное обслуживание и дополнительные услуги, предлагаемые в развлекательном комплексе, такие как боулинг, бильярд, симуляторы игр и т.д.
Прибыльными считаются так называемые демократичные ночные клубы, с периодическими экстравагантными шоу, популярной музыкой формата mush-up, расторопными диджеями, хорошим обслуживанием и обязательно с гарантией полной безопасности гостя.
Можно открыть при гостинице дорогой элитарный проект, но есть риск не выдержать конкуренции среди подобных в городе и не поделить с другими клиентов. Поэтому мы, выбирая концепцию для наших клубов при гостиничных комплексах, руководствуемся в первую очередь ситуацией в городе, платежеспособностью жителей и их потребностями в отдыхе. И поскольку самыми доходными считаются клубы, работающие при больших развлекательных комплексах, где посетители ищут развлечения каждый на свой вкус, мы делаем ставку на такие комплексы.
С момента приобретения нашей компанией первой гостиницы с развлекательным комплексом мы постоянно ищем оптимальный баланс между постояльцами отеля и гостями из города. Надо уделять внимание и тем, и другим.
Ранее большинство посетителей клубов составляли гости отеля. Это было вызвано скорее тем, что у местных жителей в тех городах, где мы открывали гостиницы, был своеобразный психологический барьер: они считали, что на пути в клуб могут столкнуться с некими сложностями. Но в последние несколько лет число посетителей «с улицы» в развлекательных комплексах нашей сети стабильно повышается, сейчас они могут составлять от 30 до 90% всех гостей заведения в некоторые дни или месяцы, правда, порой это соотношение меняется на противоположное.