Как влияют дизайнерские изыски на популярность отеля и, соответственно, на его доход? Стоит ли экономить на стиле? Каких специалистов нужно привлечь для работы над архитектурно-дизайнерской составляющей гостиницы? На эти вопросы отвечал архитектор Виктор Щербак в рамках семинара форума «Отель» на выставке «ПИР», которая прошла в МВЦ «Крокус Экспо» в сентябре этого года.
Экономика и экономия – разные вещи
«После евроремонта» – так нередко определяют стиль номеров при описании отеля сайты многих региональных, да, впрочем, и столичных отелей. Что это такое – в каждом отеле понимают по;своему, но, как правило, все сводится к использованию недорогих пластиковых материалов, выбору обоев, что по вкусу руководителю хозяйственной службы, и покупке штор в ближайшем магазине «в тон» ковровым покрытиям. К услугам профессиональных дизайнеров прибегают единицы, главным образом – из-за экономии средств. Но есть и другая причина, по которой владельцы и управляющие компании предпочитают заниматься оформлением гостиницы номеров подручными средствами, – в России практически отсутствует архитектурный консалтинг, тогда как на Западе, утверждает Виктор Щербак, без него не работает строительный бизнес. Эксперт назвал и третью причину игнорирования профессионального дизайна, ментальную: нынешнее поколение росло в среде, где практически не было культуры дизайна. На нет – и суда нет.
Между тем, отметил спикер, в России все очень быстро меняется: «Как быстро выросла культура россиян в одежде, каким требовательным, взыскательным оказался в этом плане российский потребитель». Аналогично будут расти требования и в отношении оформления интерьеров.
Внешний вид гостиничного номера, по мнению эксперта, будет играть все большую и большую роль при выборе отеля. «Неслучайно глобальные гостиничные операторы привлекают к работе над своими проектами дорогих архитекторов, вкладывают большие средства в архитектурное решение, дизайн отелей», – отмечает Виктор Щербак.
Гость, по мнению эксперта, готов платить за интересный стиль гостиницы. Цифры здесь такие: даже если качественный дизайн увеличивает затраты на отделку в два раза, общая стоимость строительства вырастает лишь на 5-7%, а цену на проживание в таком случае можно поднять на 20-50%.
По мнению г-на Щербака, в глазах многих клиентов эта надбавка не выглядит столь уж внушительной. А вот за экономию на дизайне придется платить дороже: гость может выбрать другой отель, в интерьерах которого будет чувствовать себя комфортнее.
Точку зрения архитектора подтверждают и последние тренды гостиничного рынка. Так, в Москве, где предложение в верхнем сегменте приближается к точке насыщения, инвесторы все чаще заявляют о своем желании открывать дизайнерские и бутик-отели, справедливо полагая, что яркие дизайнерские решения – та самая «фишка», которая сможет привлечь клиента.
Стильных дел мастера
Виктор Щербак рассказал о том, что стиль гостиницы создают три специалиста: архитектор, дизайнер и декоратор. Попытки совместить все функции, пригласив при строительстве отеля кого-то одного из трех, случаются часто и оборачиваются недоработками проекта.
По мнению эксперта, функциональные обязанности при этом распределяются следующим образом: на долю архитектора приходятся разработка проекта, технические решения, отопление, канализация, вентиляция, сантехника. Он отвечает за соответствие проекта нормам и требованиям, действующим в РФ, занимается подбором материалов для строительства.
Дизайнер занимается объемными, планировочными, световыми решениями, участвует в подборе отделочных материалов, совместно с декоратором выбирает мебель для отеля. Декоратор, помимо мебели, выбирает ткани и отделочные материалы, ему на откуп отдаются все мелкие детали, аксессуары, которые также в значительной степени «делают стиль» объекта.
Еще несколько советов и замечаний от Виктора Щербака. Стиль, как отмечает архитектор, – это не обязательно дорогие предметы интерьера. Сделать качественный дизайн возможно и при достаточно скромных затратах. Но при условии четко разработанной концепции и не менее четкого следования ей. Весь отель должен быть выполнен в одном стилевом решении: если классика – то классика, хай-тек – значит хай-тек, если смешение стилей – то это эклектика или фьюжн, но от и до. Важно следовать стилю, что называется, от первого до последнего слова: от стойки ресепшн до держателя туалетной бумаги в номере – все должно быть подчинено выбранной дизайнерской концепции.
Элеонора АРЕФЬЕВА