Пять звезд. Гостиничный бизнеc №04, Март-Апрель 2013 «Работа в гостеприимстве»← Вернуться к журналу

Все начинается с чистоты


Чистота играет в нашей жизни огромную роль. Здоровье, уровень культуры, повседневную жизнь каждого из нас определяет чистота. Или ее отсутствие.
Тем, кто создает чистоту, – отрасли клининга – была посвящена первая международная конференция «Технологии чистоты: секреты совершенства!». Организатором форума выступила компания infor-media Russia.
Спикеры конференции затронули массу проблем, которые стоят перед отраслью. Одним из самых актуальных было выступление Маргариты Авдеевой, совладелицы группы компаний «Ронова». Тема ее доклада – кадровый голод в клининге, проблема, хорошо знакомая и клининговым компаниям, и отельерам.
Экскурс в историю 20-летней давности, когда в России первые сервисы клининга сменили привычных уборщиц в синих сатиновых халатах, напомнил слушателям, что плохо с кадрами в отрасли было не всегда. В 90-е ряды сотрудников клининговых компаний активно пополняли учителя и инженеры, в одночасье оставшиеся без работы или без регулярной зарплаты. Кстати, оклады линейных сотрудников клининговых компаний 20 лет назад были идентичны окладам инженеров. Средняя зарплата в клининге в Москве равнялась 6 тысячам рублей, столько же составляло вознаграждение ИТР. Сейчас это соотношение очень существенно поменялось не в пользу работников индустрии чистоты: 18,5 тысячи – у уборщиков и 45–55 тысяч – у инженеров. Множество других отраслей составляют конкуренцию клинингу, и в первую очередь ритейл. И конкуренция эта, подчеркнула г-жа Авдеева, касается не только зарплат: клининг – одна из самых не престижных сфер деятельности в России. При том, что работа там сложна и из-за высокого темпа, и из-за постоянного стресса, который неизбежно сопровождает взаимодействие с клиентом – а клиенты, как известно, бывают разными. Кстати, фактор непрестижности и повышенного стресса отпугивает от клининга средний и высший менеджмент, даже несмотря на то, что у этой категории специалистов зарплаты высоки и вполне конкурентоспособны.
Что делать? На традиционный российский вопрос попыталась ответить Маргарита Авдеева. По мнению эксперта, представителям рынка клининга в России нужно повышать рейтинг отрасли, в конце концов, это не просто такая же сфера деятельности, как и все остальные, а чрезвычайно важная – от работы индустрии чистоты слишком много зависит в нашей жизни.
Для повышения зарплат, считает г-жа Авдеева, необходимо установить минимальный рыночный норматив оплаты труда линейного персонала, на сегодняшний день он должен, на взгляд спикера, составлять 150 рублей в час. Не секрет, что низкую цену на клининговые услуги диктуют прежде всего клиенты: минимальный рыночный норматив мог стать весомым аргументом в переговорах с ними. По мнению г-жи Авдеевой, представителям клининговых компаний нужно всегда грамотно оценивать объект и доходчиво объяснять, из чего складывается сумма оплаты работ по наведению чистоты.
Важным стимулом для привлечения персонала в клининг станет и применение высоких технологий, современной техники, эффективных и безопасных препаратов по уборке.
Административный персонал г-жа Авдеева предлагает привлекать и удерживать с помощью грамотной, хорошо продуманной системы мотивации.