Пять звезд. Гостиничный бизнеc №05, Июнь 2013 «Гостиничные премьеры Москвы»← Вернуться к журналу

Гостиничные премьеры Москвы


Перспективы Москвы как туристического центра меняются: крупные события, среди которых выделяется чемпионат мира по футболу 2018 г., привлекут в столицу потоки гостей со всего мира. Москва обновляет свой туристический имидж: новые маршруты, интересный событийный ряд, более активная реклама туристических возможностей города. Результаты не заставили себя ждать: в 2012 году число иностранных туристов, посетивших российскую столицу, достигло рекордных показателей – свыше 5 млн человек. По прогнозам Комитета по туризму и гостиничному хозяйству, к 2025 году Москва будет принимать 14,8 млн гостей ежегодно. К этому времени должна измениться и гостиничная карта города.

Остается рынком мечты

По данным Комитета по туризму и гостиничному хозяйству г. Москвы, в городе работают 406 предприятий гостиничного хозяйства с номерным фондом порядка 45 тыс. номеров. Среди них преобладают отели экономкласса – это 339 объектов, которые располагают двумя третями номерного фонда города.

Международные консалтинговые и операторские компании, занятые в сфере гостиничной индустрии, определяя емкость гостиничного фонда Москвы, неизменно оперируют понятием «современный стандарт», к которому относят средства размещения, построенные в постсоветский период по стандартам сетевых операторов. Такие гостиницы в Москве, по данным Jones Lang LaSalle Hotels, предлагают гостям столицы около 16 тыс. номеров. В исследовании этой компании подчеркивается, что за последнее десятилетие объем рынка отелей современного стандарта в Москве вырос на 60%, но по этому показателю город все еще отстает от других крупных столиц региона ЕМЕА.

Новые гостиницы столицы преимущественно относятся к сегментам upscale и luxury: это отражает ориентацию рынка прежде всего на туристов, которые приезжают в город с деловыми целями.

Если говорить об операционных показателях московских отелей, то они остаются одними из самых высоких в Европе.

В 2012 г. загрузка гостиниц столицы выросла примерно на 5%, составив более 68% (данные Jones Lang LaSalle Hotels). При этом самый высокий уровень загрузки зафиксирован в сегменте upper-upscale – более 76%, а также в mid-market − 72,5%. Показатель средней цены на номер увеличился лишь на 4% в рублях – до 5825 рублей, а в долларовом эквиваленте даже упал на 3,2%. Доходность на номер выросла на 9,3% − до 3965 рублей. Такой рост выручки обеспечен главным образом за счет роста загрузки. Перспектив для роста ADR не видят и сами московские отельеры, клиенты которых – главным образом европейцы – ведут строгий учет своих расходов ввиду экономического кризиса и очень болезненно реагируют на рост цен на размещение. Рост конкуренции, который всё более сказывается на работе столичных отельеров, также не способствует увеличению цен на услуги гостиниц.

И тем не менее при таких показателях операционной деятельности Москва, по выражению представителя одной из глобальных гостиничных компаний, остается «рынком мечты» и для отельеров, и для инвесторов.

Премьеры и ожидания

В Москве работают 18 международных гостиничных операторов, представители многих глобальных сетевых компаний заявляют о готовности управлять отелями в российской столице.

В 2012 г. в городе открылись две гостиницы: Mercure Arbat на 109 номеров (оператор Accor Hospitality) и «Азимут Отель Тульская» на 134 номера (оператор Azimut Hotels). Первая половина этого года уже ознаменована двумя гостиничными премьерами: принимает гостей «Novotel Москва Сити» на 360 номеров (оператор Accor Hospitality), открылся и второй отель группы Kempinski – «Kempinski Никольская», располагающий 211 номерами. Кроме того, 2012 г. запомнился продажей знаковых гостиничных объектов, принадлежавших городу: «Метрополь», «Националь», «Будапешт» обрели новых владельцев.

В столице ожидается премьера бренда Double Tree by Hilton: отель на 270 номеров откроется на Ленинградском шоссе, 39. Запланировано открытие и отеля под брендом Ramada на Каширском шоссе, 41, после его ввода в эксплуатацию номерной фонд Москвы вырастет еще на 260 единиц.

Также намечен дебют необычного для московского рынка формата: как апартаменты будет работать «Marriott Новый Арбат».

Давно ожидаемое открытие отеля «Four Seasons Москва» на Моховой улице также планируется на 2013 г.

На московском гостиничном рынке также впервые появятся отели под брендами Raffles (130 номеров, открытие в Китай-городе) и Mandarin Oriental (237 номеров) – под эту гостиницу реконструируется бывшая «Центральная» на Тверской улице.

Три новых объекта должны открыться под управлением The Rezidor Hotel Group – это гостиница в составе МФК «Парк Победы» (250 номеров), Radisson Blu Riverside (150 номеров) на Волоколамском шоссе и Radisson Arena Hotel (362 номера) на Олимпийском проспекте.

На Рязанском проспекте откроется отель на 240 номеров под брендом Holiday Inn. В бизнес-парк «Химки» войдет отель Scandic на 300 номеров.

Темпы ввода гостиниц в Москве притормозились. Слишком большой объем нового предложения пришелся на предыдущие 2010−2011 гг. Пересмотр градостроительной политики в столице, создание новой отраслевой схемы размещения гостиниц в Москве также потребовали времени – некоторая пауза в проектировании новых гостиничных проектов вполне объяснима.

При этом в последние три года столица пережила хостельный бум. Формат, не характерный для московского гостиничного рынка, замечательно был им воспринят. При активной поддержке столичного Комитета по туризму и гостиничному хозяйству в Москве в итоге открылись и успешно работают более 90 хостелов. Эксперты отмечают важность присутствия этого формата на рынке средств размещения: он привлекает в город молодежную аудиторию, а молодые люди, как правило, очень активные путешественники.

Еще один новый бюджетный вид размещения – капсульные отели. Сначала они появились в московских аэропортах, а в начале этого года такой отель открылся в центре столице – на 1-й Тверской-Ямской улице.

Принимают гостей столицы и малые отели: их в городе около 140.

Планы далекие и близкие

В 2012 г. власти Москвы утвердили отраслевую схему размещения гостиниц в городе до 2025 г. Согласно этому документу, за 13 лет гостиничный фонд города должен быть увеличен на 90 тыс. номеров.

Реализация схемы предусматривает два этапа: до 2016 г. планируется возведение 154 гостиниц на 31 тыс. номеров. По данным Комитета, 41 проект на 7,8 тыс. номеров уже находится на разной степени реализации, по 57 объектам выданы градостроительные планы земельных участков.

На втором этапе, рассчитанном на 2017−2025 гг., планируется построить 210 гостиниц на 58,7 тыс. номеров. На землях новой Москвы планируется ввод в эксплуатацию гостиниц на 7 тыс. номеров.

В центре Москвы также планируется увеличение числа гостиниц, но новые объекты в ЦАО будут возникать, как правило, в результате реконструкции и перепрофилирования ряда зданий. Так, на Межведомственной комиссии по использованию жилищного и нежилого фонда ЦАО в 2012 г. было принято решение об открытии 18 новых гостиниц, большинство из них будут располагаться в уже построенных офисных зданиях.

Планы городских властей предусматривают реконструкцию общежитий под гостиницы, создание плавучих отелей и хостелов.  

Названы и новые адреса будущих гостиниц: на Тверской улице, на месте бывшей редакции газеты «Московские новости» в Козихинском переулке, также откроется гостиница.

Решено переоборудовать под отели здания по адресам: ул. Бауманская, 54; ул. Новокузнецкая, 22; ул. Ильинка, 3/8, стр. 5; ул. Бронная, 28/2, стр. 1; Трубниковский пер., 6, стр. 4. Новая гостиница будет построена по адресу: Шлюзовая наб., 4/2.

Также планируется возведение пятизвездных гостиниц на Биржевой площади и в Петровском парке − в рамках реконструкции СК «Динамо». Отель верхнего ценового сегмента планируется и на ул. Вильгельма Пика в составе многофункционального комплекса «Парк Хуамин».

Гостиницы сегмента mid-market запланированы на ул. Рогожский вал, территории завода «Москвич» и на пр. Вернадского. Группа немецких инвесторов намерена возвести 10 отелей уровня 3-4* на периферийных территориях Москвы.

Новые отели строятся с учетом самых современных требований. Оснащение номерного фонда и общественных зон, требования к персоналу будущих гостиниц ориентированы на выполнение нормативов Системы государственной классификации, которые отели Москвы пройдут в обязательном порядке до 2018 г.

Все новые московские гостиницы – безбарьерные: в них могут комфортно размещаться гости с ограниченными возможностями здоровья.

Врез:

Комитет по туризму и гостиничному хозяйству г. Москвы регулярно проводит бесплатные обучающие семинары и мастер-классы для представителей индустрии гостеприимства города.

На апрельско-майской сессии семинаров ведущие специалисты отрасли рассказали о новых возможностях развития гостиничного бизнеса в Москве, современных подходах к продвижению услуг в туристко-гостиничной сфере, методах продвижения гостиничного продукта через системы бронирования. Среди поднятых тем – особенности бухгалтерского учета на предприятиях отрасли, управление доходами предприятий индустрии гостеприимства и туризма.

Слушателями образовательной программы Комитета по туризму и гостиничному хозяйству стали 270 специалистов отрасли.

Согласно анализу мнений о программе, приведенных в анкетах участников, они высоко оценивают семинары и мастер-классы. В ответах на вопросы анкет слушатели поблагодарили Комитет по туризму и гостиничному хозяйству Москвы за уникальную возможность познакомиться с опытом работы лучших представителей туристических компаний и гостиниц, получить ценные советы экспертов и порекомендовали проводить подобные сессии на регулярной основе.

Участники программы дали высокую оценку серьезной и многоплановой подготовительной работе, внимательному подбору спикеров, подготовке информационных материалов.

Отельеры Москвы подчеркнули в своих отзывах, что такие совместные мероприятия способствуют коммуникации между представителями гостиничного бизнеса и столичного правительства. Они также высказали свои пожелания организатору обучающих программ. Представители индустрии гостеприимства хотят принять участие в доработке нормативных документов, регламентирующих классификацию средств размещения, предлагают снизить стоимость проведения классификации для малых средств размещения.

Участники обучающих программ предложили также на регулярной основе обмениваться идеями по продвижению Москвы как туристического центра и открыть профессиональный форум, на котором представители индустрии гостеприимства могли бы задавать вопросы и обмениваться мнениями с сотрудниками Комитета по туризму и гостиничному хозяйству.

Слушатели обучающих программ отметили большой вклад Комитета по туризму и гостиничному хозяйству в продвижении Москвы на мировом рынке туруслуг, обратили внимание на то, что российская столица в результате ряда нововведений городских властей стала более удобной для туристов, более гостеприимной.

Комитет по туризму и гостиничному хозяйству приглашает сотрудников отелей столицы принять участие в следующих семинарах и мастер-классах!