Пять звезд. Гостиничный бизнеc №09-10, Октябрь 2013 «Готовы ли вы получить свою долю рынка?»← Вернуться к журналу

"Звезды" - наш профессиональный символ


Обязательная классификация гостиниц – теперь одна из самых «горячих» отраслевых тем. Во всяком случае, в 11 субъектах Федерации, которые готовятся принимать чемпионат мира по футболу 2018 года. Для них дата названа – 1 июля 2015 года. Причем это дата не старта, как ошибочно думают многие, а завершения процедуры классификации. За три года до открытия чемпионата в регионах, которые будут его принимать,  запрещается деятельность средств размещения, не прошедших процедуру классификации по государственной системе.

 

Принятие поправок к системе классификации, утвержденной приказом Минспорттуризма № 35 от 25 января 2011 года, которую в профессиональной среде принято называть «новой», – еще одна важная новость по теме. Поправки внесены и утверждены приказом Министерства культуры, теперь отредактированный документ – на утверждении в Минюсте.

Всем этим темам были посвящены несколько профессиональных встреч – семинары по классификации средств размещения, организованные Комитетом по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы в отеле Best Western Vega Hotel & Convention Center, специальная конференция  Московского международного форума MITCO-2013, наконец, Гостиничный форум – 2013. Журнал «Пять звезд. Гостиничный бизнес» подводит итог профессиональным дискуссиям по теме классификации и публикует выдержки самых ярких выступлений.  

 

ВРЕЗ: Федеральный закон № 108-ФЗ от 7 июня 2013 года:  «С 1 июля 2015 года в субъектах Российской Федерации, в которых будут проводиться спортивные соревнования, перечень которых устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, предоставление гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания допускается при наличии свидетельства о присвоении гостинице или иному средству размещения категории, предусмотренной системой классификации гостиниц и иных средств размещения, в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

 

Болевые точки

Сергей Шпилько, председатель Комитета по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы, выступая и на Московском международном форуме MITCO-2013, и на Гостиничном форуме – 2013 отметил, что Москомтуризм изначально выступал за продление сроков введения обязательной классификации. «Но закон принят, и теперь придется работать в этих условиях».

Г-н Шпилько сообщил, что в Москве из порядка 500 средств размещения лишь 22 гостиницы прошли процедуру классификации. По словам главы Москомтуризма, «представители средств размещения пока не осознали сложности положения». Он призвал отельеров, представляющих крупные гостиницы, которым предстоит довести свой уровень до требований системы, заняться этой работой уже сейчас.

Еще одна проблема, по мнению Сергея Шпилько, состоит в малочисленности экспертов по классификации средств размещения.

Вызывает вопросы и порядок прохождения классификации. Перед означенной датой – 1 июля 2015 года – отели, по словам главы Москомтуризма, рискуют попасть «в очередь», а это может привести и к повышению расценок аккредитованных организаций, и самое страшное – к торговле «звездами». Он заверил представителей гостиничного комплекса столицы, что Комитет по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы сделает все, чтобы аккредитованные организации  работали с максимальной активностью.

 

К чему готовиться?

Итак, новая редакция системы классификации средств размещения зафиксирована приказом Министерства культуры № 14-77 от 23 сентября 2013 года. Но документ еще не вступил в силу, он находится на утверждении в Министерстве юстиции.

Каких перемен ждать отельерам?

Прежде всего, отметили Николай Королев, заместитель директора департамента туризма и региональной политики Минкульта, и Маргарита Немоляева, президент ассоциации «Отель Эксперт», руководитель коллектива разработчиков новой редакции, никаких кардинальных перемен в системе не произошло. Учтена специфика  маломестных средств размещения, а также хостелов. «Новая редакция направлена на то, чтобы учесть всё разнообразие средств размещения. Это связано с тем, что система классификации становится обязательной, – заверила г-жа Немоляева. – Учитываются особенности эксплуатации отелей, расположенных в историко-архитектурных памятниках и в районах исторической застройки, а также апарт-отелей, курортных гостиниц, домов отдыха, пансионатов и иных аналогичных средств размещения». 

Что же касается крупных отелей – от 50 номеров, требования к ним стали даже менее жесткими, чем в предыдущей редакции. Например, в отелях 4* вместо ежедневной смены белья предусматривается обязательная смена белья через день. Г-жа Немоляева заверила, что разработчики новой редакции руководствовались главным принципом: любые изменения, ставящие своей целью повышение качества обслуживания, не должны привести к дополнительным затратам со стороны отельеров!

Что касается номерного фонда, то в соответствии с международным стандартом вводится новая категория номеров высшей категории «джуниор сюит» (по сути, это те номера, которые прежде относились к категории «студия», для которой теперь обязательно наличие кухонного уголка). В остальном требования к номерному фонду останутся без изменений.  

Принципиальные изменения в новой редакции связаны с введением типологии отелей и появлением категории «без звезд». Последняя была введена для тех средств размещения, которые по тем или иным причинам не могут претендовать на категорию 1*. Маргарита Немоляева отметила, что это вовсе не значит, что «беззвездная» категория будет указана в свидетельстве и в знаке категории гостиницы, – в этих документах будет лишь информация о типе средства размещения.  Тип средства размещения будет присваивать аккредитованная организация, которая будет классифицировать гостиницу.

Важные изменения коснулись и требований к персоналу: теперь сотрудникам средств размещения не обязательно повышать свою квалификацию в вузах – это можно сделать и на тренингах на месте работы.

Наиболее важным новшеством новой редакции системы классификации станет ее распространение на маломестные средства размещения – мини-отели, хостелы, сельские гостевые дома. При этом, по словам Маргариты Немоляевой, авторы системы, составляя требования к хостелам, опирались на рекомендации Лиги хостелов. Это касается требований к площади номера (для хостелов допускается площадь номера из расчета не менее 4 кв. м на одну кровать –одноярусную или двухъярусную, расстояние от верхней спинки двухъярусной кровати до потолка – не менее 75 см), то есть в основу  легли требования профессионального союза.

Другое дело, что часть представителей Лиги хостелов считают, что хостел – особый вид предпринимательской деятельности, и на него не должна распространяться система классификации гостиниц. Наталья Петровская, адвокат, член Лиги хостелов, выступая на Гостиничном форуме, сказала, что «звезды» хостелам не нужны. По мнению эксперта, лучше сориентирует потребителя балльная оценка, которая выставлена в глобальных системах бронирования.

И самое главное: остаются в силе «звезды» гостиниц, которые уже прошли классификацию в рамках предыдущей редакции системы или готовятся ее проходить в ближайшее время, до регистрации новой редакции в Минюсте.

Им не надо будет проходить процедуру раньше, чем через оговоренные законом два года.

 

Врез: Большинство отельеров классифицированных средств размещения довольны результатом прохождения процедуры и утверждают, что официальные «звезды» на фасаде принесли им дополнительные дивиденды. Так, Валерий Максимов, генеральный директор отеля  Best Western Vega Hotel & Convention Center, утверждает, что получение категории 4* открыло дорогу  к новым географическим рынкам и клиентским нишам. Отельер счел также очень полезными замечания  и рекомендации экспертов по классификации: они подметили те недостатки, которые менеджеры отеля не видели – «замылился» глаз.

Другая реакция у руководителей тех гостиниц, которым пришлось понизить свою категорию при получении «звезд». Один столичный отель стал «двузвездным», а до прохождения процедуры позиционировал себя на 3*. По словам генерального директора гостиницы, этот фактор сказался на операционных показателя отрицательно: цены остались прежними, а загрузка упала.

 

Никуда без «звезд»

Выступая на обучающей программе, посвященной классификации гостиниц, Маргарита Немоляева рассказала, на что нужно обратить внимание гостиницам, которые только готовятся к процедуре классификации. Эксперт считает, что в первую очередь нужно соотнести возможности отеля с требованиями классификации и понять, на какую категорию он сможет претендовать. Она посоветовала акцентировать внимание на тех требованиях, выполнение которых наиболее затратно. Например, для гостиницы, которая претендует на 4*, обязательно кондиционирование воздуха во всех помещениях. Отель, который хочет иметь категорию 3*,  не может не гарантировать бесперебойного горячего и холодного водоснабжения в течение всего года и полной  независимости в этом вопросе от городских коммунальных служб.

Если к серьезным вложениям гостиница не готова, значит, надо снизить уровень претензий по категориям. И не всегда, кстати говоря, это во вред. «Завысить «звезды» – это глупость. Отели с завышенными «звездами» неизбежно будут иметь много недовольных клиентов», – предостерегает эксперт.

Владимир Ефимов, эксперт по классификации отелей, отметил в своем выступлении на Гостиничном форуме, что гостиницы, сопротивляясь официальной классификации, тем не менее активно используют «звезды» или похожие на них знаки для собственного позиционирования: «Если смотреть интернет-источники или каталоги, то в них 70% московских отелей проставляют себе «звезды». Получается, нельзя сказать, что «звезды» нам не нужны. «Звезда» – наш профессиональный символ».

Ксения Русакова, заместитель начальника юридического департамента по корпоративному управлению ОАО «Гостиничная компания», и Маргарита Немоляева подняли тему ответственности  средств размещения за незаконно присвоенные «звезды». Потребитель, который заметил, что «звезды» отель «нарисовал себе сам», может пожаловаться в Роспотребнадзор и в Антимонопольный комитет, ведь это нарушение законов «О рекламе» и «О защите прав потребителя».

Конкурент, отметивший подобное нарушение, также может обратиться в Антимонопольный комитет – нарушение антимонопольного законодательства предполагает очень серьезные штрафы.

 

У ФИФА – свои оценки

Итак, обязательная классификация всех гостиниц вводится в субъектах Федерации, которые готовятся принять чемпионат мира по футболу 2018 года.

Помимо этого, представители ФИФА будут отдельно инспектировать отели, которые примут участников чемпионата: спортсменов, судей, официальные делегации, аккредитованных журналистов. Эта работа поручена агентству  Byron, выигравшему тендер ФИФА.

Лана Клюева, управляющий эксперт агентства,  в выступлении на форуме MITCO-2013 рассказала о том, как будут оцениваться 700 средств размещения, которые станут обслуживать участников чемпионата. Эти гостиницы станут оцениваться с учетом требований целевых групп: например, отель как база для размещения команды должен иметь категорию не менее 4*, в требования ФИФА входит обязательное наличие парковки для автобуса.

Отели для СМИ должны обеспечивать работу ресторанов и кафе круглосуточно – сотрудники прессы работают на подобных спортивных мероприятиях 24 часа в сутки.

Г-жа Клюева отметила, что представители уполномоченного агентства ФИФА будут обращать особое внимание на хорошее освещение лобби, наличие полноценных систем вентиляции в общественных зонах отелей, отсутствие посторонних запахов в гостинице.

Представитель агентства Byron отметила, что проинспектированные ею гостиницы не всегда соответствовали требованиям ФИФА, хотя были классифицированы и имели нужную категорию.

К приему участников чемпионата нужно будет готовиться особенно.

Элеонора Арефьева