Пять звезд. Гостиничный бизнеc №03-04, Март-Апрель 2014 «Загородные отели»← Вернуться к журналу

Какие отели нужны малым городам?


О формировании отельной базы малых российских городов беседовали Леонид Николаев, руководитель проекта «Строим отель», представляющий рабочую группу по развитию гостиничной инфраструктуры Ростуризма, Юрий Щегольков, руководитель проекта «Настоящая Россия», и другие эксперты отечественного рынка средств размещения. Анализировался, в частности, опыт городов Венева и Белева Тульской области, Касимова Рязанской области, которые посетили накануне журналисты, пишущие о туризме, и эксперты отрасли. Представители городских и областных администраций этих населенных пунктов участвовали в разговоре за круглым столом в режиме видеомоста.

«Считаю, что для множества небольших российских поселений туризм может стать стимулом социального и экономического возрождения, − открыл обсуждение Юрий Щегольков. – Ведь он способствует пополнению местных бюджетов, созданию новых  рабочих мест, развитию городской инфраструктуры и в целом узнаваемости города. Но сил и средств местных властей и энтузиастов, как правило, не хватает. А имеющийся практический опыт почти не востребован». Г-н Щегольков рассказал об идеологии и практике проекта «Настоящая Россия», организованном редакциями РИА «Новости-Туризм», «Вести. Туризм» (ВГТРК) и Ассоциацией малых туристических городов России при поддержке Ростуризма. Этот проект  ориентирован на турбрендинг малых российских городов. Он имеет целью анализ ситуации в таких городах с поиском возможностей по созданию их новых, эффективных брендов, привлечением инвесторов по развитию этих брендов, анализом ситуации по состоянию гостиничного сервиса в малых российских городах и тех мерах, которые необходимо предпринять для развития их гостиничной базы. «Качественная гостиничная база – несомненно, ключевое звено в туристической привлекательности любого поселения, – уверена Екатерина Гаранина, генеральный директор компании «АККОРД менеджмент групп». – Для людей, профессионально занимающихся развитием гостиничной базы, главная проблема в регионах – это отсутствие информации, включая статистическую. А если она и есть, то фрагментарна и нуждается в перепроверке. Ценовая политика, динамика загрузки имеющихся гостиниц, износ их основных фондов, потребности и цели приезда гостей – без анализа всего этого невозможно составить внятную инвестиционную программу. Строить новый отель или нет? Возможно ли реальное увеличение турпотока, которое потребует, в свою очередь, новых мест для ночевок?

Сейчас в регионах нередко вырастают отели-уродцы, которые и гостиницами-то называть нельзя. Потому что гостиница – это не набор комнат с кроватями, а большая и разнообразная сеть сервисов: от пунктов питания до прачечной и гладильной. Прежде чем взяться на конкретный проект создания отеля, нужно четко представлять, что за люди и с какими целями сюда приезжают (экскурсанты это или представители бизнеса, например), как долго обычно они тут находятся, как привыкли бронировать гостиницу (через электронные каналы или по телефону), нужны ли им какие-то программы отдыха и развлечений.

Тему поддержал и Андрей Кривошеин, эксперт гостиничного рынка, доктор экономических наук: «Чем меньше город, тем ярче в нем проявляются две тенденции: нет интереса крупных гостиничных сетей, а инвесторы – это, как правило, местный малый бизнес, которому, в отсутствие преференций, тяжело вкладываться в создание новых средств размещения: возврат вложений в этот бизнес – отнюдь не быстрый».

Он остановился на том, что в малых городах до сих пор существуют ведомственные гостиницы. Даже если они перестали формально быть ведомственными, но по сути своей таковыми остались. Это убогие интерьеры, допотопная мебель, невозможность расплачиваться пластиковыми карточками. Причем хозяева почти наверняка не знают о существовании экспертного сообщества индустрии гостеприимства, готового их информационно поддержать. А ведь эксперты способны:

− наладить контакты с туристическим менеджментом малых городов;

− помочь ему проведении маркетинговых исследований территории;

− попытаться преодолеть проблему несистемности турпродукта.

Зачастую происходит такое: есть где заночевать, а поесть надо ехать за десять километров, или нигде не найти расписания работы местных музеев, или же налицо интересные события, но нет информации о них, или же эта информация не подкреплена удобной системой бронирования гостиничных мест. При этом целевая аудитория множества малых российских городов процентов на 90 находится в Москве. Но у нее практически нет информации об источнике турпродукта. Проект «Настоящая Россия» мог бы такой «мостик» создать. Сегодня о малом городе должны узнать. И в нем должны узнать, что есть эксперты, к которым всегда можно обратиться.

Системной проблемой при этом является отсутствие полноценного комплексного турпродукта. Имеются места проживания, есть интересные объекты, которые стоит посмотреть. Но они никак не связаны между собой информационно. Или, например, при  объекте негде нормально поесть, даже в знаменитой толстовской Ясной Поляне.

«Любая стройка в небольшом городе, включая стройки гостиничные, – это, как правило, аккумулирование средств местного малого бизнеса, – убеждена Марина Смирнова, руководитель отдела гостиничного бизнеса и туризма компании Cushman & Wakefield. − А его возможности обычно ограничены. Поэтому создание пусть даже небольшой провинциальной гостиницы можно считать подвигом инвестора».

Отсутствие актуальной информации между тем влияет не только на потенциальных инвесторов, не только на туристов, но и на органы власти, ответственные за отрасль. Нередко они составляют свои программы по развитию туризма формально, не надеясь на их успех.

Станислав Ивашкевич, заместитель директора отдела стратегического консалтинга и оценки CBRE Group/CB Richard Ellis Group, Inc., считает, что даже если на месте имеется некая оценка рынка, то ее все равно приходится перепроверять: «Тем не менее я не сомневаюсь, что бизнес гостеприимства – один из самых перспективных, в том числе и в так называемой глубинке. Но надо строить полноценные отели, а не комнатушки с удобствами в коридоре».

Бывают ситуации, когда в малых городах резко падает спрос на размещение. Была когда-то, например, в регионе нефть и закончилась, и он в результате лишился большей части гостей. Такое происходит, по словам Екатерины Гараниной, в небольших городках под Екатеринбургом. Подумать же об их туристической раскрутке никто не удосужился. Аналогичные примеры наблюдал Юрий Щегольков в Южно-Сахалинске, где пустуют и самые скромные гостиницы.

«Беда в том, что на местах просто не владеют методиками изучения ситуации, − пояснила Марина Смирнова. − Нужен ли в городе еще один отель? Если среднегодовая загрузка имеющегося – 65−70%, значит, налицо неудовлетворенный спрос. Тот же Венев ежегодно (по очень приблизительным данным) посещают 12 тысяч гостей. Не исключаю, что 8 тысяч из них хотели остановиться здесь на ночь. Но в самом городе всего две гостиницы: одна – на 10 номеров и качества ведомственного общежития, а в другую надо за месяц звонить и бронировать места. Есть тут неудовлетворенный спрос? Похоже, да. Надо разобраться, какой тут поток превалирует: деловой или туристический? Лучше, конечно, когда есть оба и они перекрывают друг друга в зависимости от сезона.

Где-то надо строить отель на 150 номеров, а где-то – только на 50, не больше. Всё это следует просчитать заранее. Да, местные инвесторы, аккумулирующие не слишком большие средства, лучше чувствуют спрос в своем регионе. Но и они порой ошибаются – из-за нехватки профессиональных знаний, и тогда, скажем, может возникнуть инерция инвестиций, как, судя по всему, и случилось в Южно-Сахалинске: один инвестор вложился в новый отель, потом его примеру последовали другой, третий. И предложение перекрыло спрос.

Сам по себе отель редко может стать точкой притяжения. Разве что если сюда приезжают провести конференцию или какой-нибудь особенный спа-центр посетить. Начинать надо, с этим согласились все, с достопримечательностей, с объектов показа: никто никуда не поедет, чтобы просто переночевать в отеле. И человек вряд ли решится на путешествие, если у него не будет уверенности, что в местной гостинце есть привычный набор услуг. «Проживание, питание и то, ради чего человек сюда едет, – это своего рода «золотой треугольник», – подчеркнул Станислав Ивашкевич. – И гостиница в нем – ключевое звено. Если она некачественная, то она весь продукт сводит на нет».

Константин Левченко, управляющий директор гостиницы «Садовое кольцо», обратил внимание собравшихся на то, что не стоит преувеличивать возможности властных структур. Вот в Мышкине, например, собрались местные жители и сами создали Музей мышки, и уже потом их информационно поддержали представители власти. Так и с отелями: есть инвесторы, которые на свой страх и риск что-то создают, а потом власти их информационно поддерживают. Конечно, хорошо бы, чтобы только этим дело не ограничивалось. Лучше всего стимулировали бы инвесторов налоговые льготы, ведь гостиничный бизнес – не из тех,  где быстро окупаются вложения. По-хорошему нужна государственная программа поддержки развития гостиниц в малых городах. Что до синхронизации турпродукта, то приведу свой пример: приезжаешь в интереснейший город Александров, а свободных экскурсоводов нет. Спрашиваешь: где тут поблизости перекусить? Ответ: сами найдете! В результате нет нормального турпотока, теряются огромные деньги, которые город мог бы принести.

Реально ли, возможно ли классифицировать гостиницы в малых городах, направил разговор в новое русло Юрий Щегольков. «Абсолютно реально и даже необходимо, – ответила этот вопрос Екатерина Муратова, ведущий специалист Департамента внутреннего контроля и аудита ОАО «ВАО «Интурист». – Но нередко инвесторы не хотят вкладывать деньги даже не в сам процесс классификации, а в то, что впоследствии придется соответствовать рекомендациям, которые даст эксперт. Бизнесмен построил гостиницу – и ждет, чтобы она приносила доход. А что-то усовершенствовать – это дополнительные расходы! Мы управляем гостиницами в Ельце, Ростове Великом и в Угличе, главная проблема отелей в малых городах – кадры. Текучка – огромная: не успеваем обучать. Пытаемся создать некую систему: учим сотрудников, которые на месте будут сами обучать свой персонал. У многих нет специального образования, профессионального опыта, даже элементарной компьютерной грамотности».

Екатерину Муратову поддержали Людмила Сапожникова, эксперт государственной системы классификации гостиниц, и Марина Нестерук, главный эксперт Ростехрегулирования. Последняя подчеркнула, что речь надо вести не только об обучении персонала, но и о повседневном тренинге – на основе регламентов и стандартов. Не зря же персонал международных гостиничных цепей готовится, как правило, задолго до открытия гостиницы.

Жизнь показала, что ожидания инвесторов оправдываются,  если они консультируются с экспертным сообществом, члены которого могут оказать помощь далеко не только при классификации средства размещения, но и в подготовке документов, в индивидуализации организации обслуживания гостей, обеспечения высокого уровня требований к персоналу.

 Константин Исааков