Пять звезд. Гостиничный бизнеc №05-06, Май-Июнь 2014 «Интернет-маркетинг»← Вернуться к журналу

Ковер: правильный выбор


Ковер давно стал неотъемлемой частью материальной культуры многих народов и стран, традиционно символизируя богатство и уют. К его «историческим» функциям, помимо создания комфорта, имиджа и уюта, добавилась новая – он стал значительной частью дизайна помещения. Ковровое покрытие также стало неотъемлемым элементом интерьера большинства отелей, но если к домашнему ковру требования выдвигаются больше эстетического и дизайнерского характера, то на гостиничный ковер навалился целый ряд «обязанностей и требований».

 

Безопасность и технология

Идеальный вариант коврового покрытия отеля выбрать непросто. Нагрузка на полы помещений очень большая, и при этом покрытие должно соответствовать заданному статусу, имиджу и классу гостиницы, отвечать требованиям по многим техническим и эстетическим параметрам. Как и гостиницы, ковровые покрытия разделяются на категории в зависимости от технологии производства и состава ворса, а также оцениваются по бальной шкале в системе классификации, разработанной для напольных покрытий, действующей в России. Пожаробезопасность для ковролина – очень важный показатель, поэтому все покрытия, используемые в отелях, обязательно соответствуют необходимому классу пожарной безопасности в зависимости от вместимости помещения и этажности здания.

Ковровые покрытия изготовляют по разным технологиям на базе различных волокон. Основа, на которой формируется петлевой верх будущего покрытия, может быть изготовлена из натурального или искусственного джута, вспененной резины, влагостойкого латекса или войлока. Это позволяет укладывать ковролин практически на любую поверхность, начиная от бетонной стяжки и заканчивая полом с подогревом. Ворс, внедряемый в основу коврового покрытия, изготавливается из шерстяных или искусственных (полиамид, полипропилен, полиэстер, нейлон) волокон, а также их комбинации. Плотность ворса является одной из основных характеристик, определяющих качество коврового покрытия, а именно его максимальную износоустойчивость. Количество стежков по длине, а также толщина пряжи определяют плотность коврового покрытия, этот показатель измеряется в граммах на метр квадратный.

По способу производства различают тканые и нетканые ковровые покрытия. Тканый ковролин делается вручную или на специальных станках, в качестве пряжи чаще используют шерстяные, чем синтетические нити. Тканый ковролин очень прочен и имеет практически неограниченные возможности при создании рисунка.

Нетканые ковровые покрытия бывают двух видов: иглопробивные и тафтинговые (иглопрошивные). При тафтинговом методе производства машина вводит нить, протянутую через каждую иглу, в основу, формируя при этом петли различной высоты. С изнанки основа фиксируется термообработкой. Для большей прочности присоединяют дополнительную несущую основу из пенорезины.

Что касается происхождения волокна, то в преимуществах натурального ворса – экологическая безопасность, хорошая теплоизоляция, звукопоглощение, отличная упругость, низкая воспламеняемость и легкость в уборке. Но при этом у него высокая стоимость, он подвержен воздействию моли, плесени, а также легко впитывает и удерживает воду. Различные искусственные аналоги более дешевы, имеют высокую износостойкость, устойчивы к выгоранию, но имеют различные недостатки.  Среди искусственных покрытий наиболее распространен полиэстер и полиамид, но чаще всего синтетику в различных пропорциях смешивают с шерстью, достигая максимального сочетания полезных качеств материалов.  

 

Что говорят профессионалы

Среди основных требований, предъявляемых к ковровому покрытию в отеле, – износоустойчивость, пожаробезопасность, шумоизоляция, долговечность, электростатичность. За состояние ковров и ковровых покрытий, а также уход за ними несет ответственность хозяйственная служба отеля, именно ее сотрудники следят за чистотой и отвечают за своевременную закупку нового покрытия. Чтобы составить наиболее полное представление о ковровых покрытиях в отелях, разобраться в деталях и тонкостях, мы обратились к руководителям службы хаускипинга известных московских отелей Татьяне Юдиной («Марриотт Москва Ройал Аврора»), Наталье Асеевой («Холидей Инн Москва Сущевский»), а также к заместителю директора Туристских гостиничных комплексов «Измайлово» («Гамма», «Дельта») Наталье Егоровой.

Прежде всего, требования к качеству ковровых покрытий прописаны в «фирменных» стандартах отелей, эти стандарты практически одинаковы для сетевых гостиниц и могут варьироваться с учетом их класса и звездности. Стандартный состав коврового покрытия для пятизвездных отелей сети «Марриотт» – это 80–90% шерсти и 10–20% нейлона. А в гостиничном комплексе «Измайлово», несмотря на то, что отель «Гамма» – 3*, а отель «Дельта» – 4*, требование к составу ковровых покрытий едино: это 80% шерсти, 20% полиамида.

Стандарты распространяются не только на состав покрытия, например, коврики главного входа welcome mats в отелях «Холидей Инн» должны быть строго определенного размера, с определенной высотой ворса и его плотностью на квадратный метр. «Эти коврики должны быть двухцветными: зелеными с утвержденным в стандарте цветовым фоном и рисунком», – отмечает Наталья Асеева.

Если говорить про плотность ворса и его высоту, то оптимальные показатели для ковровых покрытий, расположенных в местах с повышенной проходимостью, – это плотность более 1300 г/мІ и высота ворса менее 9 мм. Для номерного фонда, где проходимость ниже, плотность ковролина может быть ниже – от 1000 до 1300 г/мІ.

Почти всегда в отелях верхнего ценового сегмента применяется разрезной или петельно-разрезной ворс. Именно он придает роскошность и визуальный комфорт помещению, однако разрезной ворс имеет некоторый недостаток. Это «эффект присутствия», когда на ворсе остаются следы даже от щетки пылесоса. Поэтому во многих отелях работает формула, проверенная временем: «петля – в коридорах, велюр – в номерах». В коридорах проходимость выше, и покрытие подвергается высоким нагрузкам и ежедневной жесткой уборке. Износостойкая, низкая и плотная петля больше всего подходит для коридоров, она также способствует нормальному передвижению техники на колесиках (уборочная техника, мебель, багаж, тележки горничных и пр.). На петле практически не бывает shading-эффекта (из-за преломления света по ворсу появляется «тень», похожая на мокрое пятно), что часто можно наблюдать на высоком разрезном ворсе, иногда на велюре. В номерах же проходимость низкая, зато комфорт должен быть на высшем уровне. Здесь нужен разрезной ворс (велюр) с высоким уровнем комфорта. Гостю должно быть приятно ходить по покрытию в обуви и без нее (петлевой ворс достаточно жесток для хождения по нему босиком).

В отелях уровня 3* как правило используют ковролин с петельным ворсом. Он гораздо практичнее, легче в уборке и дешевле. Для того чтобы придать ему более дизайнерский и привлекательный вид, производитель делает петельный ворс двухуровневым (одна петля выше, другая ниже). Таким способом ковровое покрытие становится объемным, и это ценят дизайнеры.

Касательно наличия ковровых покрытий в зоне входной группы, то здесь мнения специалистов немного расходятся: Татьяна Юдина считает, что ковролин в зоне высокой проходимости (главный холл отеля, входы в отель) не нужен, и лучше послужит каменный пол. А по мнению Натальи Асеевой из «Холидей Инн», ковровые покрытия в холле допустимы, но с оговоркой «в зоне главного входа с высокой проходимостью дольше прослужат синтетические покрытия». При закупке входной группы в расчет берется и срок службы коврового покрытия: он составляет пять – семь лет. По истечении этого времени ковры теряют презентабельный вид и требуют замены.

Если говорить про срок службы ковровых покрытий, то для номерного фонда он составляет 10–12 лет, в остальных зонах отеля, где нагрузка больше, это 6–8 лет.

 

Чисто не там, где не сорят, а там, где убирают

Конечно, все специалисты едины во мнении, что срок службы ковролина напрямую зависит от ухода за ним. Наталья Егорова рассказывает, как этот вопрос решен в гостиничных комплексах «Измайлово»: «В нашем отеле зона ответственности за уборку и состояние коврового покрытия возлагается на службу номерного фонда и вестибюльную службу (зоны лобби, первых этажей гостиницы и другие общественные помещения). Существует определенный график сухих и влажных уборок, он отличается по сезонности. Если по каким-то причинам ковровое покрытие повреждено (механические повреждения, сильное загрязнение, прожоги), то происходит полная или частичная замена ковролина».

При выборе покрытий для номерных фондов отелей предпочтение везде отдается ковролину. Но Наталья Асеева замечает: «Если говорить о разнице в уходе за ковром или ковролином, то для горничной ее практически нет. Покрытия ежедневно пылесосят и периодически делают влажную чистку. Мы пользуемся современными химическими средствами, которые не только чистят, но и обеззараживают покрытие. Наша служба работает под девизом «Чисто не там, где не сорят, а там, где убирают».

Важность грамотного ухода подчеркивает и Татьяна Юдина: «Всё зависит от правильного ухода за ковровым покрытием, чем правильнее уход за ковром, тем дольше он служит. В наших банкетных залах и ресторанах ковровое покрытие было заменено после 12 лет эксплуатации. Необходимо следовать профессиональным рекомендациям по уходу за ковровыми покрытиями, потому что неправильное применение моющих средств или методов уборки может нанести непоправимый ущерб дорогому покрытию», – продолжает она.

Стоит отметить, что проблемы аллергии у гостей на ковровые покрытия практически не существует главным образом благодаря их составу и правильному уходу. «Он осуществляется с помощью профессиональной техники различными методами в зависимости от степени и характера загрязнений. Применяется профессиональная химия для шампунирования и сухой пенной чистки ковров, – рассказывает Татьяна Юдина. – Натуральный шерстяной ковер не аллергичен, кроме этого, шерстяная пряжа проходит предварительную обработку специальными противомолевыми, грязеотталкивающими и антиаллергенными составами. Для окраски используются только натуральные красители, которые не аллергены», – заявляет специалист.

Врез:

Ковролин для гостиницы лучше выбирать темных цветов, они менее маркие. Для гостиниц подходящие и менее чувствительные к грязи цвета идут в следующем порядке: темно-зеленый, темно-синий, темно-красный. Также хорошо скрывает грязь ворс из меланжевой нити. И конечно, для небольших помещений лучше подойдет мелкий принт или узор на ковролине, для больших банкетных или конференц-залов следует выбирать покрытие с крупным либо «размытым» рисунком.  Например, для того чтобы визуально расширить узкий коридор, стоит выбирать покрытие с крупным рисунком. А с помощью декоративных вставок можно сочетать между собой покрытия из разных коллекций при зонировании помещений.

 

Новый ковер – дело хорошее, но хлопотное

Замена коврового покрытия в отеле – дело серьезное, ответственное и дорогостоящее, поэтому решение о замене принимает менеджмент и собственники отеля. Этот процесс чаще всего происходит при полной или частичной реновации отеля.

Ковровые покрытия для отелей практически всегда изготовляются на заказ. Это и единичные уникальные экземпляры, такие как ковролины входной группы гостиниц «Гамма» и «Дельта», на которые нанесен принт логотипа отелей. Также по индивидуальному заказу производят покрытие для номерного фонда остальных зон отеля. Это связано с общим дизайном интерьера гостиниц, его «фирменным» цветовым стилем. Например, цветовая гамма отеля «Дельта» выдержана в золотом, сиреневом и бордовом цветах стиля арт-деко.

Необходимость изготовления ковролина на заказ объясняет Татьяна Юдина: «Цвет определяется дизайнерами и зависит от тенденции дизайна в бренде с привязкой к конкретному интерьеру. Ковровые покрытия для высококлассных отелей изготавливаются по индивидуальному дизайну. Для московских отелей сети «Марриотт» основным производителем ковролина выступает фирма Britons (Англия), а также бельгийские и немецкие фабрики», – продолжает она.

Показателен пример удачного выбора рисунка и цветовой гаммы коврового покрытия в ресторане «Аврора» отеля «Марриотт Москва Ройал Аврора». Расположенный в полном воздуха и света семиэтажном стеклянном атриуме, видимый практически со всех точек отеля, ресторан требовал особого подхода и осторожности в выборе оформления. Дизайнеры смогли удачно соединить в гармоничную композицию ковровое покрытие и остальные элементы дизайна ресторана. Достаточно яркий и броский узор ковролина оживил и одновременно подчеркнул светлые стены и строгие архитектурные формы атриума.

Лариса Михайлик