Пять звезд. Гостиничный бизнеc №09, Сентябрь-Октябрь 2014 «Диалог: бизнес и государство»← Вернуться к журналу

Самые популярные


Отели среднеценового сегмента преобладают и среди недавно открытых средств размещения в российских регионах, и среди планируемых к строительству. Множатся такие проекты и в столицах. В чем секрет популярности?

 

Mid-market покоряет регионы

Не секрет, что на заре активного развития гостиничного бизнеса в «лихие» 90-е российские инвесторы гостиничных проектов стремились вкладываться в пятизвездники – престижно и друзей не стыдно пригласить. В Москве и Петербурге строительство гостиниц верхнего сегмента и класса люкс было вполне оправданным (разумеется, на площадках в центре городов): и из-за наличия спроса на подобные средства размещения, явно превышающего предложение, и согласно законам развития этого бизнеса, которое идет, как известно, сверху вниз – от luxury к экономклассу.

Иная ситуация в регионах – отели верхнего сегмента здесь в большинстве случаев будут не востребованы, об этом сразу предупреждали потенциальных владельцев представители международных операторских компаний, которые начали работу в России, консультанты.

«Чтобы понять, сколько потенциальных клиентов в вашем городе для гостиниц 5*, посчитайте, сколько пассажиров прилетает к вам ежедневно бизнес-классом, – рекомендовал Владимир Ильичев, директор по развитию Hilton Worldwide в России и СНГ, – вы как владелец пятизвездника сможете рассчитывать только на них». По его мнению, одной из самых распространенных ошибок инвесторов периода конца 90-х и «нулевых» было стремление «строить отель для себя».

Но не все инвесторы позволяли себя переубедить, в результате появлялись невостребованные объекты, один из самых ярких примеров – отель «Haytt Екатеринбург».

Между тем в целом, если говорить про гостиницы под международными брендами, в регионах все-таки строили отели mid-market и экономсегмента. В крупных городах (свыше миллиона жителей) с развитым промышленным потенциалом появлялись отели 4*: так в Самаре работает Renaissance, а в Новосибирске – отели DoubleTree by Hilton и Marriott.  Но в основном глобальные операторы управляют в регионах гостиницами среднеценового сегмента и экономкласса. Так, в Самаре работают отели под брендами Holiday Inn, Hampton by Hilton, в Мурманске – под брендом Park Inn, аналогичный бренд присутствует в Ярославле, конкуренцию ему составляет ibis. Гостиницы под этим же брендом открыты в Нижнем Новгороде и Омске. Отели Park Inn принимают гостей в Ижевске и Астрахани. На рынке Челябинска представлен бренд Holiday Inn, в Иркутске – Courtyard by Marriott.

«Большинство гостей региональных объектов – это прибывшие из Москвы или других российских городов деловые туристы, а значит, оплата их проживания – это бюджет компаний. Обычно большинство клиентов в регионах платят за проживание или договариваются с гостиницами о тарифах на уровне 2–4 тысячи рублей за ночь, и поэтому основную часть региональных гостиниц относят именно к среднему ценовому сегменту», – говорит Дэвид Дженкинс, руководитель департамента гостиничного бизнеса компании Jones Lang LaSalle.

Глобальные гостиничные операторы в ближайшие годы продолжат экспансию в российские регионы, в сферу их влияния попали города с населением 500 тысяч человек и менее. В них будут открываться гостиницы среднеценового сегмента и экономкласса. По данным компании EY, в 2017 году отели под международными брендами будут работать в Уфе, Липецке, Переславле Залесском, Рязани, Кирове, Петрозаводске, Новокузнецке, Кемерово, Белгороде, Иваново, Тольятти, Рязани, Владимире, Набережных Челнах, Нижнекамске, Томске, Нижнем Тагиле.

«В целом по состоянию гостиничного рынка в России можно отметить острую нехватку отелей стандарта 3* с хорошим сочетанием цены и качества, – отмечает Александр Гусаков, президент компании HELIOPARK Group. – На втором месте по востребованности – четырехзвездные отели, но их дефицит наблюдается не во всех городах. К сожалению, в настоящее время российский девелопмент сориентирован на получение высоких финансовых показателей в максимально короткие сроки, а гостиничный бизнес, как правило, характеризуется достаточно длительными сроками окупаемости – 8–10 лет. Поэтому сейчас цены на размещение во многих регионах России, не говоря уже о Москве и Санкт-Петербурге, сильно завышены. Дефицит хороших гостиниц со средними и невысокими ценами – вот основная проблема современного гостиничного рынка».

 

Чего ждут гости столиц?

В Москве эксперты отмечают дефицит отелей среднеценового и экономического сегментов. «Сейчас столичный рынок представлен преимущественно номерами высоких ценовых категорий, при этом спрос на размещение в городе в целом падает – в первом полугодии 2014 года загрузка гостиниц Москвы снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4%. Мы видим высокий спрос на брендированные отели экономсегмента в Москве, тогда как предложение таких номеров еще очень ограничено. Однако ситуация должна измениться уже в недалеком будущем: на ближайшие пять лет заявлен масштабный ввод порядка 10–15 тысяч качественных номеров, в основном эконом- и среднего ценового сегментов. Петербург также нуждается в новых брендированных отелях экономического сегмента – в городе действует только один ibis на Лиговском, и он демонстрирует высокие результаты», – констатирует Дэвид Дженкинс.

До конца этого года рынок столицы пополнится такими гостиницами, как «Hampton by Hilton Строгино»,  «ibis Октябрьское поле»,  «Holiday Inn Нагатино».

Отельеры Москвы, работающие в сегменте mid-market, подтверждают высокий спрос на него. Например, Алексей Воробьев, генеральный директор ЗАО «Туристские гостиничные комплексы «Измайлово» («Гамма», «Дельта»), приводит такие данные: «При увеличении средней стоимости проживания нам удалось продемонстрировать достойные по отношению к прошлым годам показатели загрузки обеих наших гостиниц: «Гамма» 3* и «Дельта» 4*. И это учитывая тот факт, что только в 2013 году общий прирост доходов составил 8,5% по сравнению с 2012 годом, а загрузка возросла и составила почти 85%».

Г-н Воробьев подробно рассказал и о том, кто составляет аудиторию отелей среднеценового сегмента в Москве: «На сегодняшний день отели среднеценового сегмента пользуются спросом у достаточно широкого круга путешественников. К ним относятся деловые путешественники как из России, так и из-за рубежа, в том числе участники конгрессных и других мероприятий, проводимых на базе отеля; организованные группы различной социальной направленности, в том числе школьные и спортивные; участники ознакомительных и культурно-познавательных туров; студенты; семьи с детьми и семейные пары; молодожены и все те, кого в нашей стране принято обобщать таким понятием, как «средний класс».

Алексей Воробьев отметил рост отдельных направлений спроса: так, спрос на конференц-  и эвент-услуги возрос более чем на 30%, в том числе и на мероприятия с проживанием участников, в полтора раза вырос поток школьных групп.

Демократичная цена – один из главных факторов, стимулирующих высокий спрос на отели mid-market и экономкласса  в Москве. Но только низких цен недостаточно, подчеркивают отельеры. Анна Павлова, директор по продажам отелей «Холидей Инн Москва Лесная», «Холидей Инн Москва Сущевский», считает, что гостям, которые выбирают отели среднеценового сегмента, важно сочетание достойного уровня сервиса и разумной цены. При этом качество обслуживания в отеле все-таки стоит на первом месте. Выбор отелей mid-market и гостиниц верхнего предела этого сегмента деловыми путешественниками просматривается всё отчетливей, по мнению г-жи Павловой, это связано с политикой сокращения затрат, которую проводят многие компании. Алексей Воробьев также отмечает стремление корпоративных клиентов оптимизировать расходы на командировки своих сотрудников. «При этом стоит учитывать, что существует ряд условий, соблюдение которых было бы как минимум желательно при выборе отеля для делового путешественника, – говорит отельер. –  Например, наличие такой услуги, как бесплатный Wi-Fi, возможность сделать копию или скан необходимых документов, отправить их по электронной почте или факсимильным сообщением, а также такой немаловажный фактор, как расположение отеля по отношению к месту деловых встреч. Всё это при достаточно демократичной стоимости сегодня предлагают успешные московские отели среднеценового сегмента».

«Ввиду постоянно возрастающей конкуренции большинство отелей сегодня руководствуются в своей деятельности стремлением достичь идеального баланса в соотношении цена/ качество, – продолжает Алексей Воробьев. – Существенное снижение стоимости услуг рано или поздно приведет к снижению качества, что проявится как в состоянии материально-технической базы отеля, так и в уровне предоставляемых в нем услуг. Реновация и поддержание номерного фонда в достойном состоянии, непрерывный процесс повышения квалификации сотрудников в соответствии с современными требованиями и тенденциями – всё это, безусловно, требует определенных финансовых вливаний. И чтобы, не повышая стоимость слуг, предоставлять гостям максимально качественный сервис, современные отели учатся оптимизировать все происходящие в них процессы, при этом постоянно расширяя список своих предложений. Таким образом, гости отелей среднеценового сегмента получают высокий уровень обслуживания, квалифицированный персонал, многообразие услуг, и всё это по доступной цене. Ожидания современного путешественника значительно выше, чем необходимый минимум услуг, который обязателен для соответствия заявленной категории, – этого уже не достаточно. Теперь перед отелем стоит задача посложней – предложить гостю больше, чем он ожидает, и больше, чем ему могут предложить другие. Причем сделать это таким образом, чтобы гостю захотелось повторить полученный опыт и порекомендовать отель другим путешественникам».

Алексей Воробьев отмечает, что отельерам, управляющим mid-market отелями, требуется владение искусством «разумного менеджмента», позволяющим сочетать демократичную стоимость своих услуг и их высокое качество.

Элеонора Арефьева