Пять звезд. Гостиничный бизнеc №02, Март-Апрель 2015 «Премьеры - 2015»← Вернуться к журналу

Спрос под бременем перемен


В ближайшей перспективе тенденции в туристической и гостиничной отраслях России будут сильно зависеть как от политических, так и от макроэкономических факторов.

 

Поворот на Восток

Падение курса рубля делает нашу страну чрезвычайно привлекательной для путешественников из США и Европы. «В российских отелях мы будем наблюдать значительное перераспределение спроса:  международных туристов, в том числе и бизнесменов, станет меньше, однако вероятен рост числа деловых туристов из российских регионов. С другой стороны, среди иностранных гостей станет меньше европейцев и американцев и больше туристов из Азии и Латинской Америки – стран, которые не имеют внешнеполитических проблем с Россией», – заявил управляющий директор Bevelia Hospitality Group Стефан Мейра, выступая на прошедшем в Москве Hospitality Industry Forum 2015.

По словам эксперта, в России по-прежнему существенно превалирует деловой туризм, причем в ближайшее время из-за оптимизации расходов повышенным спросом среди командированных будут пользоваться отели 3*, которых  не хватает не только в регионах, но даже в Москве и Санкт-Петербурге.

В то же время популярность курортных отелей может вырасти за счет внутренних туристов, которые из-за колебаний валютных курсов будут вынуждены отказаться от поездок за рубеж. Многие из таких туристов выберут Сочи, поскольку после Олимпийских игр курорт располагает большим числом объектов размещения.

«Из-за падения курса рубля отдых в России мог бы привлечь отдыхающих из Европы, однако пока с точки зрения инфраструктуры российские курорты проигрывают Турции и Болгарии», – сказал г-н Мейра.

По его мнению, российскому правительству остается развивать туризм, принимая крупные мероприятия, такие как Олимпиада. К 2018 году туристическая инфраструктура будет улучшена сразу в нескольких городах, принимающих матчи чемпионата мира по футболу. Однако, как подчеркнул г-н Мейра, на российские регионы сильно повлияет международная ситуация, которая усложнит доступ к рынку капитала. Помимо этого, из-за эмбарго США теперь в России затруднено развитие американских гостиничных компаний.

 

Время накапливать спрос

В то же время, по словам старшего менеджера EY Анжелики Норманн, сейчас на российский гостиничный рынок смотрят те, кто никогда о нем не задумывался всерьез, например инвесторы из Китая.

По словам эксперта, несмотря на многочисленные проблемы, которые испытывает сейчас рынок, ожидать ухода инвестиций из гостиничного бизнеса не следует. «В ноябре прошлого года мы провели опрос среди операторов и девелоперов, который показал, что 33% инвестирующих в гостиницы в России считают этот бизнес прибыльным и интересным, 54% – не сверхприбыльным, но стабильным», – рассказала г-жа Норманн. При этом среди опрошенных гостиничных операторов 63% не изменили планы в связи с политической ситуацией, 37% – осуществляют текущие проекты, но заморозили планы развития. И ни один оператор не заявил о намерении покинуть рынок.

30% опрошенных считают, что развитию бизнеса помогло бы облегчение визового режима. Еще треть отельеров полагает, что индустрии необходимо снижение налогового бремени, а также более продуманная стратегия продвижения. «Власти Москвы много сделали для рекламы города как туристического направления, однако политика помешала реализовать потенциал столицы», – считает г-жа Норманн. По ее мнению, в ближайшие годы будет происходить накопление отложенного спроса. «Рост рынка в 2003–2008 гг. объясняется реализацией отложенного спроса, который накапливался десятилетиями. Можно ожидать аналогичного бума в будущем», – полагает эксперт.

На сегодняшний момент, по подсчетам EY, в России насчитывается 144 гостиницы под управлением международных операторов, еще 140 отелей заявлено к открытию к 2020 году. «Если бы это произошло, то число качественных отелей в стране удвоилось бы, однако в текущих обстоятельствах совершенно точно можно утверждать, что не все «бумажные» проекты реализуются», – рассказала г-жа Норманн.

Только в 2015 году в России должны открыться 52 гостиницы под международными брендами, рассчитанные на 10317 номеров. Пока открылась только одна из них – это Marriott на Новом Арбате в Москве. В столице в этом году запланировано открытие еще девяти отелей. Еще две гостиницы должны начать работу в Московской области.

По состоянию на конец 2014 года в России представлены 23 международных гостиничных оператора. Они управляют отелями в основном в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Подмосковье, Екатеринбурге и нескольких других крупных городах. Рекордсменом по числу отелей в управлении стал CarlsonRezidor, отели под брендами компании составляют почти треть (28%) от всех гостиниц под международным управлением в РФ.

 

Где искать деньги?

 «2014 год был нелегким с точки зрения экономики, но гостиничный сектор чувствовал себя неплохо. Показатель RevPar (доходность на номер) в крупных российских городах незначительно снизился, в некоторых, таких как Екатеринбург, – практически не изменился», – рассказал Мариус Гомола, управляющий директор консалтинговой компании Horwath HTL Hungary&Russia.

При этом текущий год станет для отельеров непростым. «Россия находится в кризисе, большинство банков перестали финансировать гостиничные объекты, кроме того, ставки кредитования резко возросли», – отметил г-н Гомола.

При этом эксперты советуют не воспринимать этот кризис как катастрофу: подобные кризисы характерны для многих стран. В 70-х гг. аналогичный кризис был в Европе, в 80-х – в Канаде. В Торонто гостиничный сегмент не развивался на протяжении 10 лет, и в городе было 100 тысяч номеров. Причина – крайне высокий налог на имущество.

Г-н Гомола посоветовал отельерам искать альтернативные способы финансирования: выходить на международные рынки, пытаться финансировать проекты самостоятельно. «Китайские инвесторы заинтересованы в выходе на российский рынок, а в Китае есть большой объем средств, которые могли бы быть инвестированы», – говорит эксперт. По его мнению, кризис продолжится год или два, но потом всё вернется к норме, и в этот момент надо быть уже готовым. «Кризисы позволяют очистить рынок от наивных проектов, которые эти кризисы и вызывают», – отметил г-н Гомола.

«Сейчас для инвестора очень важно диверсифицировать бизнес: гостиницу следует строить вместе с офисами, торговыми и складскими помещениями. Это долгосрочное вложение, которое не скоро окупится, но принесет стабильный доход», – считает старший директор по развитию The Carlson Rezidor Hotel Group Дарен Бланчард.

По мнению Майкла Джонстона, генерального директора Региональной гостиничной сети, показатель инвестиций в 2015 году достигнет минимального уровня за последние десять лет. «Для российского рынка характерны взлеты и падения. Мы видели семь лет взлета, теперь нас ждут два года падения, что не помешает нам получать прибыль», – завил глава РГС. По его мнению, именно сейчас есть хорошая возможность найти проблемный объект, но работать следует не с собственниками, а с банками, выдающими кредит. Ну и, конечно, необходимо работать над повышением доходности и эффективности работающих объектов.

Алексей Могила, глава представительства Rossmils в России, считает, что сейчас подходящий момент, чтобы ориентироваться на внутреннего инвестора и региональные рынки. «В России много денег, многие фонды и компании не понимают, как можно их эффективно потратить», – говорит эксперт.

 

Законы привлекательности бренда

От каких именно отелей инвестору стоит ждать наибольшую прибыль в кризисное время? По мнению директора по развитию в СНГ и Прибалтике Starwood Hotеls&Resorts Марины Усенко, на российском рынке наибольшим спросом будут пользоваться гостиницы с ограниченным набором услуг. «У Starwood есть два таких бренда – это Aloft и Element. Мы планируем в перспективе вывести их на российский рынок и считаем, что они будут востребованы», – рассказала г-жа Усенко.

Среди брендов компании Accor к selected service можно отнести бренд ibis, который включает три продукта – классический ibis, ibis Stars c улучшенным дизайном, а также экономвариант ibis 2*. Директор по развитию в странах CНГ компании Accor Филипп Бон рассказал, что компания меняет концепцию и в небольших городах намерена строить экономичную модификацию Ibis: «Это востребовано, особенно если учесть размер инвестиций, и, на наш взгляд, оптимально для городов, где меньше миллиона жителей». Такие гостиницы могут обходиться без полноценного ресторана, только ресторан для завтрака и круглосуточный бар, который обслуживают те же сотрудники, которые обслуживают стойку приема и размещения. Располагать отели планируется в центрах городов, где много ресторанов вокруг.

«Я немного завидую Accor в том, что у них есть бренды экономсегмента, в нашем российском портфолио сейчас нет таких бюджетных вариантов», –  сказал старший директор по развитию The Carlson Rezidor Hotel Group Дарен Бланчард.По его словам, спрос на такие отели в регионах очевиден, есть он и на рынке двух столиц. В компании The Carlson Rezidor намерены дальше развивать два бренда, представленные в РФ и СНГ,– это Radisson и Park Inn. «Мы сфокусированы на развитии этих двух брендов, они стали лидирующими на рынке. Недостаток стратегии в том, что наше предложение девелоперу ограничено», – рассказал г-н Бланчард.

По словам представителя Accor, другой проект компании, апарт-отель Adagio, рассчитанный на длительное пребывание, также показал в России хорошие результаты. «Мы довольны результатами Adagio на Бахрушина в Москве, продукт пользуется большим спросом, который превысил наши ожидания. Сейчас в столице строится второй такой отель недалеко от Киевского вокзала», – рассказал Филипп Бон. По его словам, сейчас в компании пытаются просчитать вероятный спрос на такие гостиницы в городах-миллионниках.

Как рассказала Марина Усенко, в портфолио Starwood также есть бренд гостиниц длительного проживании – это Element. Пока гостиницы под этим брендом работают в основном в США, один – в Европе, в районе франкфуртского аэропорта, три – строятся в Китае. «Это продукт высокого качества, но за счет того, что он рассчитан на длительное проживание, цена несколько ниже, чем в других отелях», – рассказала Марина Усенко. По ее словам, Accor «нащупал почву» для таких проектов в России, но тем не менее пока просчитать спрос на такие объекты трудно: «Мы рассматриваем вероятность открытия отеля Element в районе одного из столичных аэропортов, однако пока говорить об этом рано. Кроме того, очевидно, что такая гостиница должна располагаться не только при аэропорте, но и при крупном бизнес-центре».

В России Starwood возлагает надежды на бренд Aloft. Это не бюджетные отели, однако они очень экономичны в управлении, что актуально в кризис. По словам г-жи Усенко, стандартная гостиница Aloft управляется штатом в 32–35 человек. В то время как для управления полноценной трехзвездной гостиницей нужно 70 человек. Экономия происходит за счет минимизации отдела питания. «Это не всегда возможно в небольших городах, где меньше развит ресторанный бизнес, но в Москве и Санкт-Петербурге, где ресторанов много, это вполне осуществимо и, что важно, очень выгодно для собственника», – подчеркнула Марина Усенко. Она добавила при этом, что в российских условиях клиент часто ждет от отеля полноценного завтрака и даже ужина. Поэтому Starwood готова рассмотреть вариант строительства отеля Aloft с рестораном, однако в этом случае собственник несколько потеряет в прибыли.

Анна Юрьева