Пять звезд. Гостиничный бизнеc №05, Сентябрь-Октябрь 2015 «Классификация: вопросы остаются»← Вернуться к журналу

«Малышей» толкают в тень


Вместо того чтобы системно и юридически грамотно решить вопрос о деятельности коллективных средств размещения (мини-отелей и хостелов), расположенных в жилых домах, в Госдуме РФ вновь «всплыл» законопроект, потенциально создающий им все новые проблемы. Для Петербурга, в котором появились первые российские малые средства размещения, это может быть особенно болезненно.     

 

«Результатом принятия законопроекта о запрете деятельности коллективных средств размещения (КСР) в жилых домах может стать ликвидация востребованного рынком, экономичного формата размещения, а также закрытие рентабельного бизнеса, – уверена президент ассоциации «Межрегиональное объединение развития индустрии хостелов» Яна Окунева. – Работу будут вынуждены прекратить около 80% хостелов, что приведет к потере сотен рабочих мест не только для их сотрудников, но и владельцев».

 

Проблема в цифрах

Но стоит ли беспокоиться? Может быть, это такая «мелочь», ликвидацию которой  рынок вообще  не заметит? Заметит, и еще как! И доказать это можно на цифрах.

В настоящее время в России действует около 5 тыс. малых средств размещения (МСР), из которых на хостелы приходится 1,2 тыс. (24% от общего числа). При этом почти половина МСР (свыше 2,43 тыс., 49%) находятся в Петербурге и Москве. С экономической точки зрения система МСР выглядит так: несмотря на то что среднегодовой оборот хостела невелик и составляет 2,6 млн рублей (мини-отеля – 3,3 млн), суммарный оборот всей российской системы МСР достигает 15,3 млрд рублей в год. То есть уровня годового бюджета города средней руки. При этом вкупе «малыши» уплачивают в год порядка 600 млн рублей в виде налога с оборота (по УСН), 140 млн рублей взносов в социальные фонды ИП и около 500 млн – в социальные фонды за сотрудников предприятий. 

В Петербурге, который,без всяких сомнений, можно считать «колыбелью» МСР, их насчитывают уже свыше 1 тыс. По сведениям Конгрессно-выставочного бюро Петербурга, которое недавно провело собственную «перепись» в гостиничном секторе, по состоянию на июнь 2015-го в городе имеется 738 малых отелей (с номерным фондом в 3–50 мест) и 300 хостелов. При этом годовой оборот легально действующих мини-отелей оценивают в 3,6 млрд рублей, а хостелов – в 880 млн. По оценке президента НП «Ассоциация малых гостиниц Санкт-Петербурга» Владимира Васильева, в целом питерские «малыши» располагают не менее чем 2,5 тыс. номеров (около 8,6% от общегородского номерного фонда) и единовременно могут принять 10 тыс. человек.

Если посмотреть с социальной точки зрения, то при среднем числе рабочих мест в МСР в количестве 3–6, всего по России «малыши» создают около 25 тыс. рабочих мест. В Петербурге это, соответственно, примерно 5 тыс.: занимают их в основном студенты (70–80%) и бойкие пенсионеры, для которых зарабатываемые таким образом деньги – весьма ощутимая часть дохода.

Есть и еще один существенный аспект. Дело в том, что питерские МСР на 80% находятся в жилых домах в центре Петербурга. Подавляющая часть из них – бывшие «коммуналки», расселенные по инициативе организаторов МСР без привлечения бюджетных средств. Если учесть, что сегодня в Петербурге насчитывается более 88 тыс. «коммуналок», в которых проживают 274 тыс. семей, а городская программа расселения коммунальных квартир «буксует» уже не первый год, перспективы развития у этого сектора гостиничной недвижимости есть. Еще бы: если раньше к 2017-му предполагалось расселить 57,5 тыс. коммунальных квартир, то сейчас – только 38 тыс. Поэтому если хотя бы еще 500 «коммуналок» превратятся в МСР, это сэкономит «карману» Петербурга многие сотни миллионов бюджетных рублей, а город получит еще несколько тысяч номеров для приема гостей.

Выгодны и властям, и туристам

Осознают ли экономическую, социальную и другую выгоду от наличия МСР (в том числе и расположенных в жилых домах) власти Петербурга? Да.

В городском Комитете по развитию туризма уверены: наличие хостелов и мини-отелей, расположенных в центре Питера в жилых домах и предлагающих экономичное размещение при приемлемом качестве услуг, сейчас, незадолго до проведения чемпионатов мира по хоккею и футболу, особенно актуально. Более того: там ожидают, что их число в ближайшие годы вырастет примерно на 20%. Поэтому количественный (и качественный, конечно, тоже) рост МСР приветствуют и поддерживают. Почему?   

Статистика свидетельствует: с экономической точки зрения в настоящее время МСР – самый «живучий» формат среди объектов размещения. В условиях, когда клиент не готов платить много, цена суток от 300 рублей привлекает лучше всякой рекламы. Поэтому и загрузка питерских хостелов, к примеру, в высокий сезон доходит до 97%, а в целом по году превышает 85% – показатели, для больших питерских отелей практически недостижимые. 

«Не у всех есть возможность останавливаться в дорогих отелях, – констатирует президент ассоциации «Межрегиональное объединение развития индустрии хостелов» Яна Окунева. – Наш потребитель – тот, кто с удовольствием размещается в хостеле с домашним уютом и всем самым необходимым для временного проживания». Она подчеркивает: стереотип о том, что хостел – современная молодежная «общага», безнадежно устарел. «У каждого из них своя атмосфера и публика,  – говорит Яна Окунева. – У кого-то это только иностранцы, а у кого-то – только русские. У одних больше молодежи, а у других - семейная аудитория. В этом и состоит суть хостелов: они очень разные и у клиента всегда есть возможность выбрать вариант, который ему по душе».

За счет стабильно растущего спроса в течение последних лет росли в числе и МСР. Особенно хостелы, количество которых увеличились в Питере на порядок. Несмотря на и сейчас существующие «неровности» законодательства, система МСР нашла поддержку в Минкультуры РФ и других профильных ведомствах. В частности, появился даже ГОСТ для хостелов. «Сейчас мы инициировали разработку проекта СанПина для МСР и поправок в действующее законодательство, – отмечает Яна Окунева. – Работа идет, но медленно: радует, что профильные структуры нас слышат». 

 

Запретить – проще?
Однако председатель Комитета по ЖКХ Госдумы Галина Хованская к ним не относится. Поэтому вместе с рядом поддержавших ее депутатов она снова пытается «протащить» через законодательный орган проект, который иначе как «дорогой в тень» для МСР не назовешь.

Его суть состоит в том, что ряд законодательных актов (например, часть 3 статьи 17 ЖК РФ) предлагается изменить таким образом, чтобы запретить аренду помещений в жилых домах на срок менее 6 месяцев. По оценке экспертов, такая хитрая трактовка позволяет «убить всех зайцев», так как под удар попадают не только «официальные» МСР в жилых домах, но и те хозяева жилья, которые сдают квартиры в аренду на срок менее 6 месяцев.

«В случае принятия законопроекта заинтересованное и облаченное властью лицо может указать на любую квартиру или комнату, которую сдают в аренду, как на средство размещения, – отмечает Яна Окунева. – Это приведет к росту коррупции и полному уходу с рынка малых средств размещения в теневой сектор экономики». Что означает автоматическое недополучение доходов в бюджет Петербурга и массу неприятностей как для организаторов МСР, для которых этот бизнес нередко является семейным, так и для занятых в этой сфере экономики работников.

Профессионалы понимают: последствия принятия законопроекта Хованской означают не только экономические и социальные последствия, но и серьезный удар по туристическому имиджу Петербурга и других дестинаций, активно принимающих гостей в формате МСР. Ведь «загнать» туристов в дорогие для них отели все равно получится вряд ли. А вот слухи о проблемах с дешевым размещением распространятся очень быстро. Следовательно, те туристы, которые могут позволить себе только экономичное размещение, отложат поездку в город на Неве и повернут туда, где их привечают больше.

 

По старым лекалам

К тому же законопроект Хованской повторяет те, что уже находились на рассмотрении в Госдуме РФ ранее и были направлены на то, чтобы запретить (или различными способами существенно ограничить) возможность использования квартир для временного проживания граждан.

Все они были либо отклонены, либо отозваны их авторами, поскольку желание депутатов ограничить права граждан в части распоряжения их собственным имуществом входит в противоречие с целой серией существующих законодательных актов.

В частности, в заключении на проект федерального закона  № 538404-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (в части введения запрета на предоставление гостиничных услуг в жилых помещениях многоквартирных домов) Комитет Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству указывал, что «введение запрета на сдачу жилых помещений для проживания на иных основаниях, нежели договор найма или договор аренды, ограничивает права собственника жилого помещения по распоряжению его имуществом». А они закреплены в статье 30 Жилищного кодекса РФ, статье 288 Гражданского кодекса России, а также ряде других законодательных норм, включая и российскую Конституцию.  

В частности, инициаторы нового законопроекта настаивают на том, что оказание гостиничных услуг может осуществляться только после перевода жилого помещения в нежилое и оснащения его необходимым оборудованием. Однако существующий федеральный   закон (52-ФЗ) прямо запрещает проживание в нежилом помещении.

Что в итоге? Получается так: в течение долгих лет не сумев юридически правильно, системно и окончательно формализовать деятельность МСР в жилых домах, депутаты Госдумы опять пошли по самому легкому пути, решив фактически ее запретить. Так проще...

Только вот простые очевидные решения здесь вряд ли приведут к нужному результату. Потому что способ, как выгодно распорядиться собственным имуществом, владельцы бывших «коммуналок» все равно найдут. А что делать туристам, лишенным возможности найти недорогое размещение? Тем же школьникам или студентам, которых так стремятся познакомить с Петербургом? Их проблемы в Госдуме, депутаты которой на гостиничных расходах не экономят, видимо, не интересны.

 Владимир СЕРГАЧЕВ