Пять звезд. Гостиничный бизнеc №3-4, Март-Апрель 2016 «Как привлечь гостя в отель?»← Вернуться к журналу

Калининград: отели нужны, и не только болельщикам


Калининград – один из одиннадцати российских городов, где в 2018 году пройдут матчи чемпионата мира по футболу. Но не только это событие является мотивирующим для активного развития здесь гостиничного бизнеса. В последнее время Янтарный край пользуется особой популярностью у соотечественников, принявших, а большей частью вынужденных принять по экономическим причинам, такое «импортозамещение».

 

По данным регионального министерства по туризму, в минувшем году Калининградскую область посетили более миллиона человек. По сравнению с 2014 годом турпоток вырос на 25%. В амбициозных планах губернатора Николая Цуканова довести эту цифру до пяти миллионов, что неоднократно озвучивалось им в выступлениях. Всех гостей придется где-то селить, кормить и как-то развлекать.

По прогнозам министерства, в 2018 году область посетят более полутора миллионов человек. «Пиковый заезд» ожидается с 14 июня по 15 июля – во время «большого футбола». Существующий номерной фонд (гостиницы, гостевые дома, хостелы, кемпинги, базы отдыха) составляет 8 477 номеров с общим количеством мест более 14,5 тысяч. Официальные требования FIFA при проведении матча группового этапа к гостиничной инфраструктуре для размещения участников чемпионата (без учета болельщиков) составляет 2 139 номеров, с учетом болельщиков – 6 139 номеров.

«Мы уверены, что мест для размещения будет достаточно, – считает министр туризма Калининградской области Андрей Ермак. – Помимо отелей, строительство которых обеспечит потребности партнерских групп FIFA и запланировано постановлением Российской Федерации № 518 от 20 июня 2013 года «О Программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу», откроются и другие гостиницы, в том числе на побережье. Лимиты по номерному фонду, которые доведены до нас FIFA, будут даже превышены. В последующие годы отели тоже без загрузки не останутся, поскольку общий устойчивый тренд последних лет – увеличение туристического потока в Калининградскую область. Прежде всего, это гости из России, но достаточно активно приезжают и иностранные граждане. 

Хочу отметить, что все наши отельеры, планируя свой бизнес, рассматривают чемпионат мира по футболу не как повод для строительства гостиницы, а скорее как бонус для ее загрузки. К тому же мы еще не знаем,  сколько приедет гостей, это во многом зависит от тех команд, которые будут играть здесь, что станет известно только в декабре 2017 года. Мы реализуем комплексную стратегию развития отрасли, в которой увеличение номерного фонда является одной из составляющих, обусловленной ожидаемым увеличением ежегодного турпотока. К тому же отели строят инвесторы, а не государство. Количество номеров обусловлено условиями рынка и спроса на нем, а не конъюнктурными факторами».   

Министр туризма подчеркнул, что в соответствии с Федеральным законом № 108-ФЗ в Калининградской области как субъекте Российской Федерации, где будут проводиться спортивные соревнования, уже с 1 июля 2016 года предоставление гостиничных услуг допускается только при наличии свидетельства о присвоении объекту размещения категории. Неисполнение грозит штрафами. Но отельеров без поддержки не оставили – региональное правительство возмещает до 95% расходов, фактически понесенных ими при прохождении процедуры классификации.

«Сейчас в нашей области действует 197 объектов размещения. Полагаю, что все успеют в срок», – заявляет Андрей Ермак. 

Многих туристов в Калининградскую область привлекают природные богатства – Балтийское море, Куршская коса, широкие песчаные пляжи Балтийска и Янтарного. Главным курортом, как и в прежние годы, остается Светлогорск, где уже работает достаточно большое количество отелей, санаториев и открываются новые. Совсем недавно, 1 марта, принял первых гостей мини-отель «Вилла Готланд». Это гостиница на 12 двухместных номеров, один из которых доступен людям с ограниченными возможностями здоровья, передвигающимся на колясках.

«Конечно, для таких масштабных событий, как чемпионат мира по футболу,  нужны большие гостиницы, – считает Андрей Виноградов, генеральный директор компании «Балтийский парк», в которую помимо «Виллы Готланд» входит еще два мини-отеля, расположенные в Калининграде и Черняховске Калининградской области. – Но нужно учитывать, что такие мероприятия проходят не так часто. А как потом заполнять отель? С другой стороны, отдавая предпочтение камерным гостиницам, я ориентировался на собственные запросы – мне нравится их особый уют и комфорт, приятно, когда персонал каждого гостя знает в лицо. Все по-домашнему. Мы исходим из концепции, что каждый клиент очень важен, словно он единственный постоялец, и хотим сделать все для того, чтобы отдыхающие приезжали снова и снова и привозили к нам своих друзей. Название появилось неспроста. Россияне, выбирая Калининградскую область, ждут увидеть здесь «кусочек» Европы. И мы помогаем им в этом. Готланд – шведский остров в Балтийском море. Отель оформлен в скандинавском стиле. Вполне можно представить себя живущим в Швеции, взять на рецепции велосипед напрокат и совершить путешествие под соснами, рядом с песчаными пляжами».  

Как рассказал Андрей Олегович, построенные компанией ранее отели в последние полтора года стали работать с хорошей загрузкой. Все номера только что открывшейся «Виллы Готланд» на летний сезон уже забронированы калининградскими туристическими фирмами.

«Вместо Австрии или Мальдив, ставших слишком дорогими, туристы выбирают Калининградскую область, которая вошла в число наиболее посещаемых российских территорий, – отмечает Андрей Виноградов. – Если раньше мы радовались при заполнении номерного фонда на 40%, хотя по нормативам должно быть не меньше 60%, то сегодня в туристический сезон, праздничные и выходные дни – практически стопроцентная загрузка. Планируем расширять сеть отелей. Намерены построить гостиницу на 25–30 номеров, возможно, в курортном Зеленоградске. На мой взгляд, возведение стадиона к чемпионату, развитие инфраструктуры вокруг него – просто подарок для Калининграда. В прошлом году в Светлогорске открылся театр эстрады «Янтарь-холл», куда из Юрмалы «переехал» фестиваль «Голосящий КиВиН». Такие интересные события, конечно, привлекут туристов. Отдых должен быть разнообразным».

Достаточно часто россияне, планируя свой отпуск, самостоятельно заказывают отель. Но многие предпочитают довериться туристическим фирмам, предоставив им все заботы по организации проживания и экскурсионного обслуживания. И сейчас калининградские туроператоры уже сталкиваются с проблемами.

«В пик туристического сезона отелей не хватает, – говорит директор калининградской туристической компании «Юнона» Светлана Слепенок. – В новогодние каникулы несколько групп не смогли посетить Калининград, поскольку нам не удалось обеспечить их ночлегами. Глубина продаж – семь-восемь месяцев: на это лето все номера в отелях, находящихся на побережье, забронированы. Нужны новые места размещения, причем разного ценового уровня. Наибольшим спросом пользуется сейчас сегмент 2–3*, со стоимостью номера – 1400–1500 руб., хостелы, небольшие гостевые дома. Однако и четырехзвездные комфортабельные отели загружены в сезон на сто процентов. Например, HELIOPARK Kaiserhof, где помимо ночлега предлагается широкий спектр услуг: спа-центр с аквакомплексом и фитнес-студией, конференц-залы, детская комната, экскурсионное обслуживание.

Нужны также новые отели известных мировых «цепочек», таких как уже построенные ibis и Radisson. Им отдают предпочтение иностранные туристы, которые и за рубежом хотят находиться в привычной обстановке, получать стандартный набор услуг этих брендов и гарантированно качественное обслуживание».  

Как раз в числе пяти отелей, строительство которых запланировано непосредственно к мундиалю, есть и такие. Уже возведены четыре этажа четырехзвездной гостиницы на 166 номеров итальянской сети Domina Group. Завершение работ предполагается в сентябре-октябре 2017 года. За зимние праздники она пройдет «боевое крещение», чтобы подготовиться к приему гостей ЧМ-2018. Инвестор проекта обещает благоустроить прилегающую парковую зону, там появятся скамейки, фонари и вымощенные кирпичом дорожки для прогулок.

Не исключено, что еще два четырехзвездных отеля в Калининграде окажутся сетевыми: инвесторы ведут переговоры с представителями двух известных брендов – Hilton и Marriott. Первый может быть возведен в парковой зоне у Верхнего озера, второй – стать стилистическим продолжением комплекса «Рыбная деревня», находящегося в шаговой доступности от строящегося к чемпионату стадиона. 

«Появление в городе отелей мировых цепочек – своего рода маркер территории, говорящий о ее привлекательности для инвестиций и путешествий, – считает Марина Друтман, специалист в сфере туризма с многолетним стажем руководящей работы в турфирме, областном правительстве, крупных гостиницах. – На мой взгляд, Калининградской области вообще не хватает отелей, как городских, так и на побережье. Владельцы уже существующих на берегу моря гостиниц могут со мной не согласиться, опасаясь конкуренции, ведь летний сезон в здешних местах короток, а в остальное время загрузка резко падает. Однако, например, в литовской Паланге, сравнимой с нашим Светлогорском или Зеленоградском и по территории, и по климатическим условиям, мест размещения значительно больше. Средства привлечения туристов круглый год давно известны: конференц-залы и спа-центры в отелях, интересные экскурсионные программы, спортивные и культурные события».

Как раз этим характеристикам отвечает рекреационно-оздоровительный комплекс «Лангендорф», который возводится в поселке Сокольники Гвардейского городского округа на территории около 30 гектаров к ЧМ-2018.Строители уже приступили к отделочным работам. До войны, в Восточной Пруссии, здесь было одноименное поместье. В советское время замок и хозяйственные постройки использовались под склады, медленно разрушались. В результате остались лишь фундаменты, на них и восстанавливаются сейчас здания в своем историческом виде – по гравюрам, эскизам и немногочисленным фотографиям.

В гостиничный комплекс войдут два гостевых дома на пять и шестнадцать номеров и постройка в стиле замка на 50 номеров категории «люкс». В спа-зоне будут оборудованы спортивно-тренажерные залы и бассейн, а на прилегающей территории – летний театр. Кроме того, проектом предусмотрены детская площадка, теннисные корты и поле для гольфа. Первых посетителей намерены принять уже нынешним летом.

«Что касается отелей Калининграда, если в Radisson, Kaiserhof или ibis, входящих в мировые цепочки, клиенты уверенно могут рассчитывать на определенный набор услуг и их качество, то большинство остальных гостиниц не вполне расстались с советским прошлым, – продолжает Марина Друтман. – И там персоналу все силы нужно приложить для обеспечения гостям достойного уровня обслуживания. Это возможно, необходимо лишь понимание ситуации и желание ее изменить».

Сейчас в Калининградскую область, в силу понятных причин, стали приезжать люди, которые прежде здесь не бывали, а путешествовали по Европе, отдыхали в Турции или Египте. Если у туристов останутся приятные воспоминания от поездки, если устроят цены в отелях и ресторанах, то они вернутся на берег Балтики, привезут детей, расскажут друзьям, и туристический поток год от года будет только расти». 

Ирина Климович