Пять звезд. Гостиничный бизнеc №7-8, Июль-Август 2016 ««Аккорд групп»: 10 лет спустя»← Вернуться к журналу

Как привлечь туриста в Крым в межсезонье?


Крым знаменит славным прошлым, которое многие вспоминают с ностальгией. В первую очередь те, кто застал так называемый «советский Крым» – всесоюзную здравницу, попасть куда почитали за честь в любое время года.

Сегодня совместными усилиями туроператоры и отельеры вполне могут пресловутое «прошлое» сделать настоящим и будущим. Мнением по этому поводу поделился на проходившем в Республике форуме HBF-2016 (www.hotel-forum.biz) министр курортов и туризма Крыма Сергей Стрельбицкий, рассказав о нынешнем состоянии взаимодействия госучреждений с объектами санаторно-курортных сфер.

Давайте призадумаемся: сколько туристов принесет краю 2016 год? Кто-то говорит, шесть миллионов, кто-то – шесть с половиной. Глава нашего госсовета даже выразил надежду, что целых семь. Но каким образом? Если все понимают, что в наше время 60% туристов отдыхает в Крыму три летних месяца, с июня по август. Чтобы достичь воодушевляющей цифры в 6,5 млн, необходимо основательно заняться осенне-весенней кампанией.

Помнится, 1 августа 2015 года я собрал коллектив Министерства курортов и туризма Крыма, поздравил всех с успешным завершением лета и заявил, что сегодня мы начинаем готовиться к межсезонью. Первой реакцией стало удивление: «Зачем? Впереди ж еще целый август!» Но не зря на Руси бытует пословица  «готовь сани летом, а телегу – зимой». Межсезонье – внушительный период времени. И чтобы он прошел плодотворно для Крыма, необходимо возобновить обсуждение темы государственно-частного партнерства, которая  уже поднималась на выставке «Интурмаркет» в Москве.

Первое, с чем следует определиться, – понятие государственно-частного партнерства. В РФ оно затрагивает два субъекта: бизнес и власть. Находясь в составе Украины, Крым учитывал мнение еще и третьего субъекта  – общественности; и будет правильным продолжить эту практику. Но в любом случае, что тогда на Украине, что сейчас в России, до сих пор государственно-частным партнерством ошибочно считают один из двух вариантов развития событий: либо бизнес приходит к власти с какими-то своими инициативами и просит помощи в обмен на их реализацию, либо власть предлагает бизнесу некий неликвид, с которым поручает что-то сделать.

Однако заинтересованность должна быть обоюдной, а программа действий – совместной. Я сам 15 лет занимался бизнесом, и в моем понимании, если говорить о государственно-частном партнерстве, успех возможен только при условии создания общих правил игры. Модель предполагаемого бизнеса должна быть понятна всем участникам, а роли, присущие субъектам, – грамотно распределены.

Именно этим мы, по сути, и начали заниматься осенью 2015 года, хотя, признаться, в тот момент Украина изрядно этому помешала. Тем не менее процесс пошел, и мы действительно начали «привлекать» бизнес к сформированной нами модели, которая способна вывести туризм в Республике на новую ступень. А именно – работа в межсезонье.

Вспоминаю встречи с отельерами в сентябре 2015 года, когда в кулуарах руководители санаторно-курортных комплексов в личной беседе тихо говорили мне на ухо: «Ну чего ты от нас хочешь? Как действовали по привычной схеме, так и будем действовать: зарабатывать летом, осенью распускать коллектив, весной набирать новый и снова заколачивать деньги. Ну не станем мы работать «в ноль» зимой». То есть довелось столкнуться с изрядным сопротивлением. Однако не ото всех: к ноябрю нашу инициативу все же поддержало 262 предприятия. Отрадно отметить, что среди них были и севастопольские,  то есть не просто Крым, а весь округ подключился к разработке  федеральной программы.

Так что стереотип действий, когда одна сторона – либо бизнес, либо власть – что-то предпринимает, а вторая лишь критикует,  нужно ликвидировать, чем мы и занимаемся – выстраиваем  долгосрочные партнерские взаимоотношения.

Вернемся к межсезонью: что же нужно туристу, на чем в итоге можно «сыграть»? Увы, Крыму не светят те семь золотых лет, которые «подарили» Краснодарскому краю власти в период подготовки к Олимпиаде. Зато у нас есть другое – то, чего лишены коллеги из других регионов, и чем реально привлечь туриста.

Вспомним советские годы: за те 70 лет очень многое было сделано правильно. И существовавшие тогда модели давали прекрасный результат. Крым знал два сезона: летний, или «купальный» – примерно с мая по сентябрь – и «межсезонье», или, как правильнее его будет назвать, «оздоровительный сезон». Никто особо не уделял внимания  лечению летом. Правильно: ну как можно на жаре принимать какие-то процедуры? С сентября по май – другое дело. И эту прекрасную традицию, заложенную во времена СССР, можно и нужно возрождать.

В чем Крым конкурентоспособен? В сегменте многочисленных природно-лечебных факторов оздоровления.

Первое – климат и ландшафт: все знают, что уже в 100 км от Евпатории – «степного Крыма» – можно попасть в субтропики Ялты и т.д.

У нас есть «аэротерапия» – лечение воздухом. Причем это не только возможность дышать целебным воздухом, но и выраженное позитивное воздействие воздушных ванн на все тело человека.

Гелиотерапия, особенно полезная при легочных заболеваниях. Как-никак 280 солнечных дней в году; крымчане, привыкшие к солнцу, начинают страдать от его отсутствия даже спустя неделю, например, в Москве или Санкт-Петербурге. Так что «крымская гелиотерапия» – не просто абстрактный термин.

Бальнеотерапия, или лечение минеральными водами. То, что сегодня в Крыму, увы, совершенно заброшено, хотя в советские годы была заложена прекрасная база бальнеотерапии. В СССР не было маркетологов, но создаваемыми продуктами, тем не менее, можно было гордиться. Взять хотя бы разнообразие производившейся тогда минеральной воды: евпаторийская, ялтинская, феодосийская…

Далее вспомним про наши грязи с уникальными целебными свойствами, фито-, ароматерапию…  И, конечно, то, что многие упорно не принимают во внимание: здоровая крымская пища.

Все это можно и нужно возрождать, потому что какими бы мощными и эффективными ни были лекарственные препараты, применяемые сегодня при избавлении от заболеваний,  широкое использование природно-лечебных факторов способно дать не меньший эффект. На чем и стоит сделать акцент в межсезонье. Если эта ставка «сыграет», мы не только увеличим турпоток в Крым в период с осени по весну, но и добьемся, чтобы слава республики снова прогремела на всю страну.

Последнее, о чем я бы хотел напомнить: давайте не упускать из виду уникальные возможности культурно-познавательного туризма. Неимоверное количество исторических памятников в этом крае, начиная с античности и заканчивая периодом Советского Союза, «биографии» космоса и т.д. Ведь речь идет о достопримечательностях не просто российского, но общемирового значения.

Еще раз хочу подчеркнуть: удачно создать и продвинуть комплексный турпродукт мы сможем только вместе. Поэтому я очень благодарен отельерам и туроператорам края за инициативу по созданию Туристического альянса Крыма. Именно она, на мой взгляд, способна помочь властям и бизнесу наконец-то развернуться друг к другу лицом и объединить силы.

Подготовила Ирина Кудинова