Пять звезд. Гостиничный бизнеc №3-4, Апрель 2017 «VIP-Прием»← Вернуться к журналу

AZIMUT будет развиваться как международная компания с русскими корнями


Как бы ни сложилась дальше история российского гостиничного бизнеса, компания AZIMUT будет в ней под знаком первопроходца. Это первая российская управляющая гостиничная компания, которая из региональной выросла в федеральную, а затем – в международную. AZIMUT – первый российский гостиничный бренд, который стал узнаваем в Европе. Именно AZIMUT  первым из российских гостиничных операторов  разработал особую концепцию организации пространства номеров и лобби под названием SMART, которую продолжает развивать и совершенствовать.

Недавно компании AZIMUT исполнилось  10 лет. Вальтер Нойманн, генеральный управляющий гостиничной сетью, в юбилейном интервью журналу «Пять звезд» рассказал о развитии компании, ее планах и новых проектах.

 

Вальтер, расскажите, пожалуйста, какие достижения компании вы считаете главными, какие вехи в развитии AZIMUT, на ваш взгляд, можно определить как основные?

 

10 лет назад компания начала с отеля в Самаре, по сути, стартовала как обычная региональная компания, которых в России немало, но именно AZIMUT удалось стать крупным региональным игроком, а потом первой из российских гостиничных компаний выйти на международный рынок. На сегодня в сети 26 отелей в 19 городах России, а также в Германии – в Берлине, Дрездене, Кёльне, Мюнхене, Нюрнберге, Эрдинге,  и в Австрии – в Вене.
Очень важным для компании был выход на московский рынок: пять лет назад мы открыли «AZIMUT Отель Москва Тульская», затем  – «AZIMUT  Отель Олимпик». Проект, который сейчас готовится к открытию в столице, – «AZIMUT Отель Москва Смоленская» – еще один важнейший шаг в экспансии сети.

«AZIMUT Отель Москва Тульская» стал первым объектом сети, в котором мы воплотили концепцию SMART –  это стиль, благодаря которому пространство номера организуется максимально комфортно для гостя: даже небольшие номера делятся на рабочую зону и зону отдыха, имеют множество технологичных деталей, например, кровати-трансформеры, удобные шкафы, большие зеркала. По-особому организуется и лобби отеля – теперь это удобное пространство для отдыха, работы, деловых встреч и встреч с друзьями, место, где всегда в течение суток можно перекусить. 

Эту концепцию высоко оценили наши гости: отзывы в TripAdvisor – тому подтверждение.

Этот продукт мы будем развивать, обновлять. Каждый новый отель, который проходит реновацию в стиле SMART, – не просто копия предыдущего, мы всякий раз ищем новые идеи, материалы и технологии для очередного нашего объекта.  SMART  – это базовая идея, но у каждого отеля должны быть свои отличительные черты. Так, в интерьерах нашего нового отеля в Вене, безусловно, чувствуется дух столицы Австрии.

 

Компания AZIMUT  долгое время развивалась за счет того, что приобретала и реконструировала отели советской постройки. Продолжит ли она идти таким путем?

 

Да, мы приобретали бывшие советские гостиницы и реконструировали их  – так сформировалась сеть, которая теперь одна из крупнейших в России. Но компания развивается и по другому пути – берет в прямое управление отели других собственников. Недавнее пополнение сети – отель «Фристайл» и апартаменты «Вальсет» на курорте Роза Хутор – подтверждают этот вектор нашего развития. Мы намерены развиваться как классический гостиничный оператор, не только предлагать прямое управление отелями, но и продавать франшизы.

 

В каких новых городах и странах стоит ждать появления отелей под брендом  AZIMUT?

 

Если говорить о России, нам интересны Казань, Екатеринбург, ряд других крупных городов. Могу сказать, что AZIMUT  рассматривает возможность присутствия на рынках всех городов-миллионников России. Мы намерены развиваться и в курортных, рекреационных зонах, сотрудники компании уже накопили достаточный опыт, работая в Сочи, и готовы идти дальше. Я допускаю, что в обозримом будущем наша сеть будет называться не AZIMUT Hotels, а  AZIMUT  Hotels&Resorts.

Мы планируем развитие и за рубежом, прежде всего в тех странах, которые активно посещают россияне. Отель с российским брендом, ориентированный прежде всего на гостей из России, – наше сильное, если не сказать, уникальное конкурентное преимущество на зарубежных рынках.

Мы хотим присутствовать в странах Восточной Европы, в некоторых западных странах – Италии, Испании. Развитие сети в Германии остается приоритетом, ведь эта страна в числе лидеров по приему россиян. Нам интересны такие города, как Гамбург, Франкфурт-на-Майне, Штутгарт. Если говорить о странах СНГ – интересны столицы Армении и Азербайджана. Рассматриваем присутствие на белорусском рынке, в Таджикистане и Узбекистане.

 

Немного об итогах юбилейного года. С какими результатами завершили 2016 год отели сети, какие из них вы отметили бы как самые успешные?

 

Наши отели в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи отработали прошлый год очень успешно. Большой рост мы увидели и во Владивостоке, очень довольны операционными показателями отеля в Мурманске – после недавней реконструкции он стал лучшим отелем в городе. В целом все отели сети в России и за ее пределами завершили год успешно.

 

В управлении компании относительно недавно произошли перемены – появились региональные менеджеры, которые отвечают за несколько отелей, собранных в одном кластере. Что это дало компании, довольны ли вы тем, как работает такая модель?

 

Я сам контролирую операционную деятельность отелей компании, и мне легче это делать, если все данные по конкретному пулу отелей в том или ином кластере мне предоставляют региональные менеджеры. С тех пор, как в 2015 году была введена эта система, стало легче ориентироваться в работе всех отелей сети.

Я езжу по гостиницам вместе с региональным менеджером, даю инструкции по тем изменениям, нововведениям, которые хотел бы видеть в отеле. Потом менеджер мне докладывает, как вводятся эти изменения, каков эффект от перемен.

В зону ответственности регионального менеджера входит и контроль за соблюдением стандартов сети. AZIMUT – еще очень юный бренд, и строгое выполнение стандартов для нас  крайне важно.

Если в кластере появляется новый отель, то территориальный менеджер самым активным образом отслеживает его строительство, реконструкцию, контролирует процесс подготовки к вводу этого объекта в эксплуатацию.

Мы очень довольны такой моделью работы, она прекрасно себя зарекомендовала.

 

Как  сеть AZIMUT  поддерживает свой имидж привлекательного работодателя?   Как удается  вам находить для своих отелей нужных и профессионально подготовленных сотрудников?

 

AZIMUT  – это международная компания, и этот фактор определяет ее привлекательность для тех, кто выбрал для себя гостиничный бизнес. Нам удается привлекать профессионалов, которые с успехом работали в глобальных гостиничных компаниях. Я, например, пришел сюда из компании Rocco Forte, наш директор по маркетингу  и связям с общественностью Елена Пальчунова работала до этого в отеле «Radisson Royal Москва».

AZIMUT  – компания, которая дает возможность сотрудникам развиваться профессионально, набирать опыт работы в различных регионах и странах – на мой взгляд, это очень ценно для отельера. Можно узнать рынки разных городов России, переезжая из Сочи во Владивосток, из Уфы в Воронеж. Конечно, такие переезды подразумевают и карьерный рост: как правило, из отеля в отель мы переводим сотрудников с повышением. Наши наиболее успешные сотрудники могут переехать и в столицы, и в зарубежные отели сети.

AZIMUT  – стабильная компания, и мы даем своим сотрудникам возможность развития и обучения.

Конечно, HR-бренд AZIMUT  еще очень молод, по сравнению с глобальными сетями мы выглядим тинейджером. Но мы молоды, динамичны – в этом наша привлекательность.

 

В этом году у сети особое событие: открытие объекта, значимого не только для сети, но и в целом для московского гостиничного рынка. Я имею в виду отель «AZIMUT  Москва Смоленская». Участники рынка следят за его реконструкцией с большим вниманием с того момента, как в январе прошлого года очень необычно, ярко закрылся легендарный советский отель «Белград», который вот уже скоро должен появиться на рынке под новым именем. Привлекли внимание и заявленные сроки реконструкции – рекордно короткие, если принять во внимание объемы работы. Новый отель откроется вовремя? 

 

Да, нам хотелось сделать закрытие «Белграда» запоминающимся – и мы это сделали. В символическом разрушении стены старой гостиницы принимал участие и я, на закрытие была приглашена пресса. 15 месяцев мы отвели на реконструкцию отеля и выдерживаем сроки – отель будут готов принять первых гостей 1 мая.

Мы уже наработали опыт быстрой реконструкции отелей в других регионах, пусть эти отели и не были такими крупными. Готовит отель к открытию Дмитрий Ананьев, директор сети по строительству и реновациям, у него большой опыт и удачные объекты – наши отели во Владивостоке, Мурманске. Теперь он будет открывать отель «AZIMUT  Москва Смоленская».

 

Бронирование отеля уже идет?

 

Да, уже есть и индивидуальные бронирования, мы принимаем много заявок на проведение различных встреч, мероприятий, новый отель привлекает внимание клиентов и как интересная MICE-площадка Москвы. У отеля «AZIMUT  Москва Смоленская» прекрасное расположение, и я считаю, что его работа должна быть очень успешной.

 

Вальтер, в последнее время очень  заметно вырос внутренний поток, и отчасти – приток туристов из-за рубежа. Ряд российских городов – прежде всего Москва, Санкт-Петербург, Сочи  переживают настоящий туристический бум. Как долго продлится такая ситуация, от каких факторов она будет зависеть?

 

Что касается двух российских столиц – высокий уровень  турпотока в эти города сохранится. В 90-е годы россияне стали очень активно путешествовать по миру, позабросив порядком собственную страну. После 2014 года жители России стали открывать для себя российские города с большим воодушевлением. В Россию очень заметно вырос турпоток из Китая, других стран Юго-Восточной Азии, много гостей из Ирана. Потоки туристов из этих стран сохранятся в перспективе на высоком уровне.

Что касается Сочи – в этом году его ждет сложный сезон: на российский рынок вернулась Турция, и это возвращение стало весьма агрессивным. Турецкие коллеги делают россиянам весьма заманчивые предложения. Успех Сочи во многом будет зависеть от грамотно выстроенной ценовой политики отельеров курорта.

 

Насколько критично, на ваш взгляд, обновление и развитие гостиниц будет влиять на турпоток в страну?

 

Не только от появления новых гостиничных объектов, но и вообще  от туристской инфраструктуры в огромной степени  зависит развитие туризма в России. Россия – страна с фантастическими  возможностями для туризма, здесь много рекреационных возможностей, уникальных природных памятников, памятников истории и культуры.

Не только в европейской части страны – за Уралом, в Сибири есть фантастические места, которые, несомненно, будут привлекать туристов. Но будущее России как страны туризма зависит от развития инфраструктуры.

Российским регионам очень важно продемонстрировать свои возможности в этом году, когда ожидается много гостей на матчи Кубка конфедерации и, конечно, в 2018 году, когда несколько городов будут принимать чемпионат мира по футболу. От того, как оценят  иностранные гости возможности страны во время этих событий, во многом будут зависеть перспективы развития въездного туризма.

 

Как меняются требования гостей?  К каким вызовам в этом плане отельерам нужно быть готовыми?

 

Главный вызов –  изменения в требованиях сейчас происходят очень быстро, если раньше ситуация в этом плане менялась раз в 20 лет, потом – раз в 10 лет, сейчас  требования гостей обновляются чуть ли не ежегодно. Мы должны быть готовыми учесть пожелания и потребности всех поколений гостей. К услугам отелей обращается поколение молодых – так называемое поколение миллениум, у представителей которого в принципе другие взгляды на жизнь. Коммуникации, возможность быть на связи со всеми, кто им интересен,  – вот что крайне важно для этого поколения гостей. И мы должны обеспечить им эту возможность. Человеку моего поколения, допустим, нужна одна розетка в номере,  моим детям – уже 3–4.

Конечно, нужно учитывать и то, что выбор отеля, выбор услуг, их покупка все более переходят в онлайн, и маркетологам очень важно переводить рекламу, продвижение продажи в сферу Digital и отслеживать, какие новые инструменты и возможности появляются в этом плане.

Отельерам, как, впрочем, и во все времена, нужно помнить об индивидуальности каждого гостя, и мы должны отслеживать, кто и с какими целями к нам приезжает,  и стараться помочь гостю во время его пребывания. Если это деловые путешественники – у них одни требования, которые мы должны выполнить максимально. Если к нам на выходные приезжают гости семьями, мы стараемся предложить им экскурсии, развлечения на вечер. Если гости приезжают с детьми, все чаще им нужен отдельный номер для младшего поколения, но при этом номера одной семьи должны быть рядом.

Требования каждого гостя – индивидуальны, и хороший отельер должен знать их и  по возможности выполнять.

 

Вальтер, позвольте личный вопрос. Вы руководите работой крупной гостиничной сети. В чем преимущества и в чем недостатки такой почетной и одновременно сложной работы?

 

Если говорить о недостатках, то  могу назвать недостаток общения с близкими. Отельер – это не профессия, это образ жизни, тот, кто работает в этом бизнесе, в общем-то живет ради работы.

В этом бизнесе не стоит ждать быстрой отдачи от вложенных усилий – требуется терпение.

Но при этом есть и положительные стороны. Мне нравится работать в команде, нравится развитие, новые идеи, новые разработки. AZIMUT  Hotels – компания, в которой все это есть. Здесь постоянное движение вперед, развитие. Если бы меня попросили руководить компанией, в которой нужно было бы просто поддерживать бизнес-процессы на определенном уровне, я бы отказался. Мне важна динамика и развитие, поиск собственного пути – как сделать бизнес наиболее доходным. Я очень верю в будущее компании  AZIMUT  и в ее команду.

Беседовала Элеонора Арефьева