Пять звезд. Гостиничный бизнеc №3-4, Апрель 2017 «VIP-Прием»← Вернуться к журналу

Экотехнологии входят в привычку у отельеров


Еще совсем недавно применение технологий, способствующих сохранению окружающей среды, преподносилось как нечто экстраординарное. Теперь это обыденная практика, считают отельеры, опрошенные корреспондентом журнала «Пять звезд».    

 

Потратить, чтобы сэкономить

Многие отечественные и международные отельные сети давно и внимательно следят за новинками энергосберегающего оборудования. AMAKS Hotels & Resorts относится к числу таких гостиничных сетей,  которые целенаправленно и поэтапно вводят большинство инноваций на свои объекты размещения. Санаторно-курортный комплекс сети «Красная Пахра», расположенный в Подмосковье, был открыт два года назад. Это позволило внедрить при планировании курорта множество проектов, направленных на энергосбережение и минимизацию отходов от жизнедеятельности комплекса. «Конечно, на территории курорта используются уже привычные всем светодиодные лампы, работающие от датчиков движения, специализированное сантехническое оборудование с установленными насадками-аэраторами, позволяющее существенно экономить воду, индукционные плиты, с помощью которых можно затрачивать меньше энергии при приготовлении блюд, – рассказывает Артем Антропов, заместитель генерального директора курорта «Красная Пахра». – Также все радиаторы оборудованы специализированными регуляторами температурного режима, чтобы у гостей и сотрудников была возможность распоряжаться уровнем подачи тепла в помещения, избежав тем самым ненужных трат энергоресурсов. Кроме того, в номерном фонде стоят самые экономные по энергопотреблению мини-бары, работающие на абсорбционной холодильной системе, а в работе используется безопасный хладагент», – продолжает г-н Антропов. На другом курорте сети AMAKS Hotels & Resorts, Усть-Качка, который  при этом является одним из самых больших объектов размещения в России, происходит усовершенствование энергетических пунктов. Эти мероприятия помогут сократить потребление энергоресурсов. Например, в прошлом году все элеваторные узлы отопления были заменены на полноценные погодозависимые тепловые пункты, которые максимально четко реагируют на изменение погодных условий и перестраивают свою систему подачи тепла согласно внешним обстоятельствам. Это позволяет избежать излишней траты энергоресурсов, требуемых для производства и подачи тепла в номерной фонд. «Также на курорте «Усть-Качка» в настоящее время устанавливается декоративная подсветка прилегающей территории, которая будет работать только за счет солнечной энергии. Эту технологию планируется применять на всех курортах сети», – резюмирует Артем.

 

Что открывает «Зеленый ключ»?

Более чем серьезно подходит к вопросам энергосбережений и внедрений экотехнологий международная сеть Cronwell Hotels&Resorts. Под ее управлением находятся более десятка отелей в России и Греции. Стоит отметить, что это первая в России сеть, которая прошла экологическую сертификацию по программе Green Key. Этот престижный экознак Международной программы «Зеленый ключ» (Green Key) свидетельствует об ответственном подходе к вопросам охраны окружающей среды и обеспечении экологической безопасности города. В 2010 году экомаркировку «Зеленый ключ» получил первый отель сети – «Cronwell Inn Стремянная» в Санкт-Петербурге. «Кроме того, мы успели получить этот сертификат для отеля Falkе в Светлогорске, который был нашим временным проектом для увеличения капитализации и дальнейшей продажи, – рассказывает Алексей Мусакин, управляющий партнер сети Cronwell, вице-президент Российской гостиничной ассоциации. – После этого «Зеленый ключ» получили гостиницы сети в Ханты-Мансийске и Греции».

Многие отели в стране и в мире делают шаги по уменьшению влияния на окружающую среду, сами того не замечая. «Это просто делается по экономическим причинам, – отмечает г-н Мусакин. – Переход от ламп накаливания к энергосберегающим, а затем и к LED, обусловлен в первую очередь снижением расходов на электроэнергию, а с помощью специальных аэраторов можно существенно уменьшить потребление воды. Ее напор в системе не снижается благодаря установленным специальным приборам, которые насыщают воду воздухом перед подачей в душ или раковину. Внешне поток выглядит совершенно так же, диаметр струи воды не меняется, но снижение ее потребления  составляет примерно 12–15%». Кроме экономии электроэнергии и воды, отели сети занимаются раздельным сбором мусора. «Но ситуация в этой сфере немного грустная. Отдельно можно сдавать лишь бумагу, а вот что касается остальных видов мусора – пластика, металла, пищевых отходов –  с этим проблема. Сейчас необходимо дополнительно оплачивать вывоз каждого типа мусора отдельно. В противном случае у нас нет уверенности, что ранее отсортированный мусор снова не окажется в одной куче в мусорной машине или на свалке», – сетует Алексей Мусакин.

В Греции также есть отели сети Cronwell, которые имеют экологический сертификат Green Key. Учитывая климат, там гораздо проще вводить большее количество экоинноваций. «Мы используем солнечные батареи для нагрева воды и дополнительного отопления. Еще внедрили технологию рециклирования: использованная вода из канализации проходит очистку и подается в систему полива. До введения этой процедуры нам приходилось достаточно много денег тратить на оплату водоснабжения либо у нас были проблемы с озеленением территории отеля. Помимо всего этого, мы запустили  систему биологической очистки стоков, но не только в Греции: наш отель «Cronwell Park Яхонты Таруса» находится в заповеднике, где нет центральной канализации, поэтому там мы используем систему биоочистки и можем не беспокоиться о загрязнении окружающий среды», – сообщает Алексей.

В новых отелях сети, строительство и проектирование которых ведется с нуля, внедряются системы «умный дом»: помещения оборудуются датчиками движения для включения и выключения освещения, системами поддержания более низкой температуры в неиспользуемых помещениях. К сожалению, использование этих технологий возможно только в новых отелях, так как их внедрение в уже существующие проекты – очень дорогостоящая операция, требующая закрытия отеля на достаточно долгий период. 

 

В особо крупных масштабах

Серьезно подошла к вопросам экономии энергии The Rezidor Hotel Group, запустив в 2012 году масштабную кампанию по сохранению энергии – Think Planet. Целью программы является снижение потребления энергии на 25% до 2016 года во всех отелях Группы Rezidor в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке. В рамках операционной деятельности отелей эта программа акцентируется на развитии правильного подхода к сохранению энергии: выключение света и отключение электрических приборов за ненадобностью, оптимальное использование обогрева и охлаждения, внимательное отношение к своевременному профилактическому обслуживанию электроустройств. Основными инструментами программы Think Planet являются простые и недорогие решения: установка датчиков дневного света и датчиков движения, повторное использование конденсата из кондиционеров, установка сигнальных устройств на морозильные камеры. Еще один из ключевых факторов энергосберегающей кампании – это вовлечение в программу сотрудников отелей, формирование у них энергосберегающих привычек.

В рамках Think Planet значительные инвестиции были сделаны для обеспечения перехода на использование энергоэффективного освещения, также были установлены регулируемые вытяжные системы на кухнях, оптимизировано управление инженерными сетями, в том числе системами отопления, вентиляции и кондиционирования. «На текущий момент в 83% отелей Park Inn by Radisson все номера оборудованы энергосберегающими лампочками, а наружное освещение в 87% отелей регулируется сенсорами или таймерами,  также в 77% гостиниц сети все ванные комнаты оснащены водосберегающими душевыми насадками, а в 58% отелей используются устройства прессования отходов»,  – сообщает Юлия Леонцева, региональный директор по продажам Carlson Rezidor по Восточной Европе.

 

Неизбежные трудности

В стремлении оптимизировать энергозатраты своих гостиниц отельеры часто сталкиваются с трудностями, а иногда и полной невозможностью внедрения новых энергосберегающих технологий в объектах размещения, которые были построены в советский период. Сложная архитектура таких построек значительно затрудняет процесс ввода новых или реализации сложных технических решений, порой требуется вложение слишком больших денежных средств, что ставит под угрозу экономическую целесообразность проекта. Исходя из таких соображений, многие инвесторы не готовы вкладывать свои финансы в энергосбережение и экологию.

Но есть приятные исключения: на курорте Старая Русса гостиничной сети AMAKS Hotels & Resorts, который функционирует с XIX века, в прошлом году в ряде корпусов были утеплены фасады и заменены старые стеклопакеты на новые, специализированные с низкоэмиссионными стеклами, которые дольше сохраняют тепло и тем самым экономят энергоресурсы. Также в помещениях установлена уникальная система, которая умеет использовать «вторичную» энергию системы вентиляции, что позволяет сократить объемы требуемой для отопления электроэнергии на 40%

        

Настоящие экоотели: какие они?

Не только крупные компании заинтересованы инвестировать в экологические технологии и в оптимизацию расходов на энергоресурсы. Многие независимые отели также стараются минимизировать свои энергозатраты, запуская строительство новых объектов размещения с использованием современных экотехнологических решений.

Один их таких объектов, экоотель «Тихий берег», строится в 80 км от Уфы, в Нуримановском районе на территории в 30 тысяч гектаров, располагающей озерами и вольерным хозяйством. Этот отель планируется к запуску в 2017 году, проект предусматривает использование исключительно энергосберегающих технологий. Строения комплекса ориентированы согласно «розе ветров» и сторонам света, что дает возможность максимально использовать солнечное тепло и свет в  дневное время, тем самым снижая потребление электроэнергии. «Изначально мы остановились на купольном строительстве, потому что правильный геодезический купол делает возможным равномерное распределение теплого воздуха по всему помещению, в дополнении окон правильной формы и размера, для еще большего энергосбережения, – рассказывает Константин Бушев, операционный директор отеля. – Для максимальной экономии электроэнергии, необходимой для обогрева комплекса, мы использовали тепловой насос плюс контур, который проложен под отелем ниже глубины промерзания грунта. Эта технология позволит нам в будущем экономить более 50% затрат на электроэнергию за счет использования энергии земли, накопленной в теплый период года. Разумеется, у нас стоят датчики движения, внедрены различные светодиодные решения. Кроме этого, мы стараемся максимально использовать компостную яму, по возможности сортировать прочие отходы, доступные для переработки», – сообщил Константин.

Тем же путем пошли владельцы небольшой семейной усадьбы «Добролюбово» в Суздале. Первых гостей отель принял в 2014 году, а через год было принято решение о строительстве нового корпуса на свободной территории. Чтобы подчеркнуть особый экологический статус  города Золотого кольца, его свежий воздух, отсутствие промышленных производств, владельцы остановились на концепции просторного, но уютного пространства – избы. Автор проекта  – художник и мастер по дереву Юрий Жаров, его руками были выполнены дизайн-проекты интерьеров многих ресторанов и гостиниц. В итоге новый корпус состоит из пяти номеров, выполненных полностью из натурального дерева, с потолками высотой в 4 м. «В ходе создания нашей «Избы» нам хотелось, чтобы каждая деталь была «на своем месте». Но подходящие по дизайну батареи мы никак не могли найти: современные системы отопления смотрелись очень странно, как из другого века, –  рассказывает Светлана Маркова, генеральный директор усадьбы «Добролюбово». – В конечном итоге нам удалось подобрать чугунные радиаторы, которые очень органично вписались в общую картину. Также большое внимание было уделено освещению, нам хотелось, чтобы свет был мягким. Мы очень долго подбирали лампы, люстры, светильники, но в конечном итоге мастер нарисовал и сделал для нас их сам».

«В Суздале очень сложно обстоят дела с системами коммуникаций. Канализации попросту нет, – продолжает свой рассказ Светлана. – Поэтому мы внедрили биологическую систему очистки сточных вод. Здесь у нас возникало много вопросов, начиная с того что технический персонал не знал, как обслуживать биологическую систему, горничные боялись «убить полезных бактерий» и вообще мы перестраховывались на каждом шагу». Но проработав год с новым корпусом усадьбы, владельцы ни разу не пожалели, что в качестве объекта строительства выбрали дом из натуральных материалов. «Мы экономим на ежедневной откачке септика, которая в Суздале стоит 550 руб. И за год мы окупили установку биологической системы очистки стоков. А еще интерес гостей к новому корпусу «Изба» значительно выше, чем к основному, и загрузка практически всегда высокая», – подводит итог Светлана.

 

Стулья – из  бутылок, елки – из пробок

Достаточно креативно дополнили стандартные внутрисетевые экопрограммы в «AZIMUT Отеле Москва Тульская». «У нас были осуществлены собственные уникальные инициативы в данном направлении, – рассказывает Янина Шкребец, генеральный менеджер отеля. – Ярким акцентом в каждом номере, несомненно, является красный стул. Многие воспринимают его лишь как часть дизайнерского решения по оформлению интерьера, но далеко не все знают, что каждый такой стул сделан из 111 пластиковых бутылок Coca-Cola. Оборудовав этими стульями весь номерной фонд, мы подарили таре вторую жизнь и спасли мир от более чем 8500 тонн пластиковых отходов! В природной среде эти бутылки разлагались бы более 100 лет».

Стоит отметить, что экологически чистые материалы используются не только в номерах отеля, но и в ресторане «Мануфактура»: вся упаковка блюд, включая коробки для сэндвичей и пакеты, выполнена из пищевого картона и крафт-бумаги.

В своей работе служащие «AZIMUT Отель Москва Тульская» стараются использовать любую возможность поддержать окружающую среду. Например, вместо покупки новогодних украшений сотрудники отеля сделали их своими руками из пробок от вина и шампанского, а традиционные елки из искусственных материалов уступили место милым изображениям на старых деревянных палетах.

Сотрудники гостиничной сети AMAKS Hotels & Resorts более чем сознательно относятся к экологическим инициативам: ежеквартально проводят субботники, на которых происходит очистка не только территории курортов, но и территории всех прилегающих земельных участков от бытового и промышленного мусора. В отелях сети Cronwell регулярно проходят встречи экологических активистов, как для взрослых, так и для детей. А сотрудники «Репино Cronwell Park отель» ежегодно организуют уборки пляжей Балтийского моря.

Лариса Михайлик