Свежий номер:
|
Пять звезд. Гостиничный бизнеc №5-6, Май-Июнь 2017 «Безопасность. Как выполнить нормативы.»← Вернуться к журналуМарина Кобяк: "Я - дирижер гостиничного оркестра, пропустить фальшивую ноту в музыке гостеприимства не имею права"13 апреля Марине Викторовне Кобяк приказом заместителя министра образования и науки РФ было присвоено ученое звание профессор. Как сказала сама Марина Викторовна: «Я добилась генеральских погон в науке». Множество ее учеников, которые работают сейчас в гостиницах по всей России, с готовностью это подтвердят: ее «погоны», награды и звания и в самом деле боевые, пахнут порохом. Марина Викторовна – уникальный специалист: она не просто преподаватель, профессор кафедры гостиничного и туристического бизнеса Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, она – действующий генеральный директор ООО «Гостиница «Царицыно», объединяющего два гостиничных предприятия: гостиницу «Орехово» и гостиницу «Царицыно». Интервью Марины Кобяк журналу «Пять звезд» невозможно было не начать с вопроса о том, как две ее ипостаси – научно-преподавательская и менеджерская – дополняют друг друга. Это, конечно, отрада, когда владеешь методологией разных областей, в том числе касающихся дела, которым я занимаюсь, – гостиничного бизнеса. По основной специальности я педагог (учитель французского и немецкого языков), и мое базовое образование вооружило меня знанием человеческой психологии. Я могу довольно точно определить психотип человека, его настрой, интеллектуальный уровень и диапазон профессиональных возможностей. И, разумеется, ваша практическая работа в гостинице – огромное подспорье в преподавательской деятельности… Отраслевое образование вообще очень страдает от недостатка практического компонента. В вузах дается прекрасное академическое образование, студенты обучаются методикам продаж гостиничной услуги, экономике гостиничного предприятия, маркетингу и прочим многим важным и нужным предметам. Но в образовательные программы не включен прикладной инструментарий, так, например: с чего начинается уборка номера и чем заканчивается; какие приемы необходимо использовать для того, чтобы гость почувствовал персонифицированное к себе отношение и впоследствии вернулся в отель только потому, что в этом отеле он почувствовал себя исключительно желанным; каковы особенности гостиничного завтрака и многое, многое другое. В компьютерных программах, используемых в гостиницах города, нет унификации, что находит отражение в ограниченности знаний студентов и в этой части. Обучают, допустим, студента программе Фиделио, а он приходит в отель, где стоит 1 С, соответственно, его нужно обучать для начала программе, используемой в отеле, и только потом он сможет самостоятельно работать. Ежегодно я участвую в государственных экзаменационных комиссиях в вузах по профильной специальности и убеждаюсь, что недостаток практических навыков у студентов принял масштабы эпидемии, при наличии теоретических знаний и практически полное отсутствие прикладных. Дипломированные специалисты приходят в гостиницы, где их приходится заново учить, парадокс, да и только! Однако радует то, что подавляющее большинство студентов делают выбор профессии отельера осознанно, хотят научиться всему, что требует профессия, и хотят работать в гостинице. Еще одна проблема подготовки кадров для индустрии гостеприимства в том, что крайне мало преподавателей, которые и теоретики, и практики одновременно. Вузовские преподаватели дополняют свои знания тем, что черпают из профессиональной литературы, коей в избытке в книжных магазинах, но зачастую она весьма сомнительна с точки зрения прикладного применения, будь то зарубежный, переведенный источник, будь то отечественный. Зарубежный зачастую не адаптирован под российскую действительность и национальные особенности, а отечественный написан таким же теоретиком. В этой связи вспоминаю свое первое место работы: это был Государственный комитет по иностранному туризму (в последствии ВАО «Интурист»). При Комитете существовал институт повышения квалификации для сотрудников, работающих в представительствах «Интуриста» в республиках СССР и за рубежом. Там существовал такой порядок: каждый преподаватель ежегодно два месяца обязан был отработать в структурном подразделении «Интуриста» по профилю, чтобы совершенствоваться, понимать изменения в прикладной деятельности. Тогда была практика для преподавателей обязательной. И сейчас она необходима в таком же ключе. На мой взгляд, необходимо обязывать преподавателей вузов проходить практику в том подразделении гостиницы, которое имеет отношение к им преподаваемым дисциплинам. Вы управляете большим хозяйством – более 400 номеров в комплексе «Орехово» и «Царицыно». Как удается с этим справляться? Когда работа и удовольствие одно и то же, сложности практически отсутствуют. Я применяю инструментарий, которому меня научили и в «Интуристе», и в ГАО «Москва», (где проработала счастливые 15 лет). На мой взгляд, значение и понимание ценности личности в коллективе — это залог успеха любого гостиничного предприятия. Мотивация сотрудника на безупречное выполнение своих профессиональных обязанностей укрепляет чувство коллективизма и поднимает корпоративный дух. Крайне важно личное общение руководителя и рядового сотрудника, руководитель обязан знать практически все о своих подчиненных. Своевременно поздравить с тем или иным событием в его жизни, поддержать в трудную минуту, порадоваться за успехи детей и многое другое. Честно признаюсь, что окружила себя людьми, которые умнее и профессиональнее меня во многих вопросах гостиничного ремесла. Привлекаю настоящих профессионалов, а сама исполняю роль дирижера оркестра, задача которого – не пропустить фальшивые звуки в музыке гостеприимства, тем более – не допустить какофонии. Как дирижер оркестра не играет на всех музыкальных инструментах, но обязан услышать искаженный звук, так и я пропустить фальшивую ноту в оркестре гостеприимства не имею права. Очень большое подспорье в работе – это жалоба гостя. Не нуждаюсь в комплиментах вроде «как у вас чисто и какое прекрасное место расположения отеля»: чистота – это норма для гостиницы, а локация отеля совсем не моя заслуга. Но когда гость говорит, что у него перегорела лампочка в номере и никто ее не вкрутил – это для меня сигнал начала болезни, и если я этот сигнал проигнорирую, инфицирована будет вся гостиница. Без внимания стараюсь не пропустить ни критику гостей, ни жалобу гостя тем более.
Летнее кафе – это моя давняя мечта, а, как известно, мечты сбываются. Открытие кафе не дань моде, а скорее острая необходимость, поскольку у нас очень небольшие ресторанные площади, разгрузить которые необходимо, и такая возможность предоставляется только в летний период. Для жителей района – это и зона отдыха с очень демократичными ценами, отчасти подарок горожанам, ведь здесь, в спальном районе, не так уж много точек, где можно перекусить, да еще и на свежем воздухе. Для гостиницы – дополнительная услуга. Все в выигрыше, проигравших нет. Марина Викторовна, вы – опытный отельер, с хорошим профессиональным чутьем, и я не могу не задать вам вопроса о том, каким вам видится дальнейшее развитие московского гостиничного рынка. Спад, бум – что будет дальше? Спада не будет – это точно, а бум мы с вами наблюдали в начале 2000-х. Наступило время, используя медицинскую терминологию, ремиссии. Российские инвесторы продолжают активно развивать гостиничный рынок, причем не только в Москве, но и активно пошли в регионы. Отельный бизнес – один из самых стабильных в мире. На первом месте по надежности бизнеса, по мнению аналитиков, это вывоз мусора, на втором – гостиничный бизнес. За последнее время отечественные отельеры отлично уяснили, что главное не бездействовать. Гостиница должна упорно искать сама своих клиентов. И диапазон клиентской базы должен быть как можно шире. Если палитра такой базы многопрофильна: и туристские группы, и компании, и производственные предприятия, научные учреждения и пр. – низкий сезон гостинице не грозит. |
|
||||
|