Пять звезд. Гостиничный бизнеc №7-8, Июль-Август 2017 «Альфа - место, где вас всегда ждут»← Вернуться к журналу

Аутсорсинг: верхи не могут, низы - не хотят


На рынке аутсорсинга назревает перелом: компании-аутсорсеры уже не могут демпинговать по-старому, а заказчики-отельеры никак не хотят отказаться от полюбившейся в кризис практики безоглядной экономии на оплате привлеченного персонала, делится своим мнением Лазарь Неопуло, руководитель компании «АГОТЕЛЬ сервис».

Последнее время заметно обострились проблемы с линейным персоналом. Многие отели жалуются, что даже договоры с тремя-пятью аутсорсинговыми компаниями не обеспечивают им необходимую численность горничных, хаусменов, официантов, стюардов. Сотрудники часто меняются: не успеваешь научить одних – приходят другие и не всегда адекватно себя ведут.

Причин тому несколько.

1. Компании не могут набрать сотрудников на тех условиях, на которых работали раньше. Рынок труда позволяет гастарбайтерам найти более высокооплачиваемую и легкую работу. Сегодня молодых людей, желающих «соответствовать высоким стандартам гостеприимства» за 130 рублей в час, найти непросто – поколение другое.

2. Государство последовательно увеличивает сборы налогов, перекрывая кислород «черному» бизнесу. Налоговая служба требует роста официальных зарплат, отслеживает цепочки платежей с НДС, миграционная – добивается учета всех работающих, банки блокируют переводы на сомнительные организации. Проблематичным становится открытие счетов, закрываются компании-однолетки, все идет к тому, что стоимость получения наличных денег скоро сделает нелегальные схемы не просто дорогими, а неэффективными.

 «Дешевые» компании попадают в ловушку: с одной стороны, им нужно существенно увеличивать расходы, а с другой – держать низкие цены. Поэтому часть таких компаний  уже уходит из бизнеса, другие вынуждены менять схемы и условия работы.

3.  Отельеры стремятся сократить расходы на и без того невысокую оплату персонала, считая его «сторонним». На многих тендерах используют единственный критерий оценки – цену. Понятно, что победит при этом не та компания, которая обеспечит лучший сервис.

Отельеры понимают, что скупой платит дважды, но… вера в чудеса неистребима.

Судите сами. В 2007 году компания «АГОТЕЛЬ» предоставляла персонал по «белой» цене 208 руб./час. Затем череда кризисов, демпинг новоявленных компаний не позволяли повышать стоимость услуг. Только к 2017 году ее удалось увеличить «аж» до 223 руб./ч. На 15 рублей за 10 лет! А зарплата за это время росла с 16 до 25 тысяч. Это не может продолжаться вечно. Индексация зарплат – объективная реальность, увеличение налоговой нагрузки – тоже. Отсюда очевидный вывод: скачок в оплате персонала неизбежен.

Этот неприятный факт не стоит воспринимать как трагедию для бюджета отеля. Цена вопроса – несколько тысяч рублей на горничную. Если сейчас услуги по уборке обходятся порядка 112 руб. на номер, то увеличение может составить 0,4 % от стоимости номера.

Сегодня разброс цен на рынке ненормален: одни предоставляют персонал более чем за 300 руб./час, другие умудряются предложить менее чем за 200 рублей. Представить реальные затраты можно на примере расчета стоимости часа работы горничной частного агентства занятости (ЧАЗ):

                                   руб./час

Зарплата                                150

Резерв на отпуск                    13,5

Налог и начисления                        81

Накладные расходы                          30.5

Прибыль 10%                                     30.5_

Итого стоимость                   305.5

НДС  18%                   _____  _55__

Цена человеко-часа  360.5

 

Выводы делайте сами. Мы не будем навязывать отельерам какое-либо решение. Мы предлагаем сделать выбор осознанно, взвесив риски и экономию, плюсы и минусы каждого варианта.

Итак, у гостиниц есть несколько путей привлечения персонала.

1.  Заказывать временных сотрудников через ЧАЗ (полное соблюдение законодательства, в том числе о запрете заемного труда).

2. Другой вариант, абсолютной легальный  – заключить договор оказания услуг по уборке с опытной компанией, которая возьмет на себя все заботы по обслуживанию отеля силами своего персонала. За рубежом это уже давно сложившаяся практика, аутсорсинг в отельном бизнесе распространен намного шире, чем аутстаффинг (предоставление персонала). У нас в стране тоже есть такой опыт. С 2004 года компания «АГОТЕЛЬ» обслуживает четыре гостиницы сети «Максима Хотелс» – у этих московских отелей нет проблем с персоналом и хаускипингом.

Многие отечественные отельеры еще побаиваются реального аутсорсинга, как боялись когда-то «пускать чужих горничных в свои номера»: вдруг с компанией что-то случится? Опасения руководства отелей понять можно: они «нахлебались» с компаниями, которые только и могут, что приводить в гостиницы дешевый персонал «с улицы». Только бояться следует не аутсорсинга, а некомпетентных партнеров, которые не могут предложить ничего, кроме низкой цены.

3. Тем, кто психологически не готов к аутсорсингу, но понимает, что за качество нужно платить, рекомендуем заказывать сотрудников в «белой» компании, которая обеспечит  легальный, подготовленный и стабильный персонал, качество работы и отсутствие существенных рисков.

4.   Если отель предпочтет «дешевый» вариант, то безопаснее работать с компаниями, использующими упрощенную систему налогообложения (без НДС), чтобы избежать проблем со встречными проверками. Сейчас налоговая служба и банки отслеживают платежи с НДС, и не  исключено, что от отеля могут потребовать возместить налог, неуплаченный недобросовестным контрагентом. В этом варианте не исключены также риски остановки деятельности компании в любой момент, невыплат зарплаты, потери сотрудников и др.

При разработке бюджетов на 2018 год отели и аутсорсинговые компании должны найти взаимоприемлемые решения, чтобы не только обеспечить финансовые показатели, но и гарантировать качество обслуживания гостей.

Надеемся, что совместными усилиями мы сможем решить назревшие проблемы, сформировать цивилизованный рынок аутсорсинговых услуг.