Пять звезд. Гостиничный бизнеc №05, Июнь 2013 «Гостиничные премьеры Москвы»← Вернуться к журналу

Стираем сами


Российские хаускиперы в отличие от их западных коллег любят, когда белье стирает собственная прачечная гостиницы. Такая любовь продиктована не только старой доброй истиной «хочешь сделать хорошо – делай сам», но и во многом заботой о повышении уровня сервиса. Наличие услуг прачечной и/или химчистки в отеле позволяет качественно обслуживать не только номерной фонд и ресторан, но и собственно клиентов, и эту услугу они ценят.

Бесспорные преимущества

По мнению руководителя хозяйственной службы отеля «Холидей Инн Москва Сущевский» Натальи Асеевой, самое важное преимущество собственной прачечной и химчистки – это прежде всего возможность быстро выполнить заказ гостя и полностью контролировать процесс стирки.

«Гости всегда с первого взгляда отметят, как мы их встречаем, – говорит г-жа Асеева. – Как говорится, второго шанса для первого впечатления не бывает. Конечно, наличие прачечной и химчистки очень актуально для гостиниц уровня 5*. Требования и ожидания гостей к уровню сервиса у гостей здесь высоки изначально. Одежда сотрудников кухни обычно требует двойной обработки – химчистки для удаления жирных пятен и стирки. Наличие у гостиницы 3* и 4* своей химчистки или прачечной позволяет более рационально регулировать, например, затраты на химчистку униформы. Собственная прачечная в гостинице также позволяет более оперативно готовить необходимое белье для номерного фонда и для ресторанной службы. По собственному опыту могу отметить и более бережное отношение к вещам, что в конечном итоге повышает срок эксплуатации белья».

В гостиницах Западной Европы намечается тенденция отказа от содержания собственных прачечных, всё больше отельеров предпочитают стирать белье в так называемых индустриальных прачечных, в России же по-прежнему отдают предпочтение стирке в самом отеле. 

«К сожалению, у нас пока ограниченное число прачечных производств, успевших внедрить современные технологии обработки, – добавляет Наталья Асеева. – А если таковые есть, то загружены полностью и диктуют свои цены заказчикам. Большие прачечные компании больше заинтересованы в объемах, чем в тщательности стирки и глажки. В итоге страдает качество, что сразу замечают клиенты. Плохо отглаженное, с сохранившимися пятнами белье гости воспринимают крайне негативно. «Брак» прачечных приходится отправлять на повторную обработку, что отнимет не только время, но и деньги». 

В документах системы классификации гостиниц, утвержденных приказом № 86 от 21 июля 2005 года Федеральным агентством по туризму, указаны периодичность смены постельного белья и полотенец, комплектности белья в номере, а также перечень услуг, предоставляемых клиентам, и требования к срокам их исполнения. И отельеры обязаны этим правилам соответствовать.

Врез: Кроме собственно 100-процентного контроля качества стирки, в пользу собственной прачечной отельеры приводят следующие аргументы: большая сохранность белья и увеличение его срока службы; меньшее количество комплектов в обращении из-за сокращения периода оборачиваемости белья; исключение затрат на транспортировку; независимость от цен сторонних прачечных; возможность оказания срочных услуг постояльцам за дополнительную плату; возможность ввести «третью» смену в сезон; возможность предоставления услуг по обработке белья сторонним организациям.

Прачечная в проекте

Как показывает практика, собственная прачечная окупается довольно быстро, и в конечном итоге этот вариант оказывается экономичнее стирки в режиме аутсорсинга. Большинство новых отелей имеет собственные возможности для стирки белья. Существуют два взгляда на задачи прачечной и химчистки при отеле. Первый – стирка по себестоимости, второй – перспективы заработка на дополнительных услугах, таких как чистка вещей постояльцев.

Мелкий ремонт одежды клиентов в гостиницах, услуги по стирке и химической чистке одежды предусмотрены в отелях уровня 3* и выше (срок исполнения – сутки). В гостиницах 4* и 5* этот вид услуг предусмотрен в варианте экспресс-обслуживания. Указанные нормы вынуждают владельца гостиницы заключить договор либо с частной, либо с муниципальной прачечной или химчисткой, либо открыть свое «производство». 

«Чаще всего вопрос о том, организовывать свою прачечную или нет, встает у небольших отелей, – говорит Наталья. – При этом затраты не являются очень большими, а минимальные технические требования для организации прачечной зависят от количества номеров в отеле и его загрузки. Чаще всего в гостиницах востребована химчистка/стирка вещей повседневной носки для гостей, и в зависимости от потребности гостя и длительности его пребывания ассортимент вещей для обработки меняется».

Клиенты большинства пятизвездных гостиниц – люди, которые приезжают с деловыми визитами, и они считают наличие прачечной в отеле отнюдь не дополнительной, а обязательной услугой. Наличие прачечной востребовано и в отелях семейных – курортных и загородных.

Практикуется использование мощностей химчистки/прачечной одной гостиницы для обслуживания другой.

Помещение для прачечной и химчистки должно соответствовать ряду санитарных и иных прописанных норм: необходимо выделение зон для сортировки, стирки, сушки, глажения и выдачи. При этом очень важно, чтобы потоки грязного и чистого белья не пересекались. Обязательное требование: помещение должно быть расположено как можно дальше от гостевых зон и иметь хорошую звукоизоляцию.

Минимальный список оборудования прачечной: стиральные, сушильные машины, гладильный каток или профессиональная гладильная доска с утюгом. К набору, в случае если необходимо обрабатывать большое количество фасонного белья – рубашек и униформы, могут быть добавлены рубашечный пресс или паровоздушный манекен. Необходимо грамотно подойти к техническим требованиям по вентиляции и стоку, подводу воды и электричества. При подборе оборудования необходимо учитывать индивидуальные особенности отеля: состав и количество гостиничного и ресторанного белья, материалы, из которого оно изготовлено и т.п.  

«По моему опыту, – комментирует Асеева, – при строительстве гостиницы проектировщики не всегда изначально ставят конкретные требования по назначению помещений. Из-за этого при оборудовании прачечной или химчистки возникают проблемы с размещением оборудования, с пересечением потоков чистого и грязного белья. Очень сложно организовать пространство из просто помещения в функциональное помещение в соответствии с требованиями Роспотребнадзора, нормативами пожарной безопасности и стандартами компании. Ресурсы для оказания дополнительных услуг всё же желательно закладывать на этапе проектирования».

На вопрос, иметь или не иметь собственную химчистку, в отелях не дают однозначного ответа. Организация и обслуживание полноценной химчистки слишком сложны для отеля, особенно небольшого. Она занимает много места, а обслуживание сопряжено с рядом сложностей. Многие отели предпочитают приобретать лишь отдельные виды оборудования для химчистки, например пятновыводные столы или пароманекены для рубашек. Нельзя забывать, что работа химчистки просто невозможна без профессионального технолога. Конечно, далеко не во всех гостиницах есть возможность организовать бытовое обслуживание гостей и предоставлять им максимальный перечень услуг, в том числе прачечную и химчистку. «Отельеры всегда должны стремиться к совершенству, к тому, чтобы набор услуг полностью отвечал запросам гостей. В итоге это не только облегчит гостю его проживание, но и принесет дополнительную прибыль гостинице», – считает Наталья Асеева.

Врез: Для устройства мини-прачечной (до 500 кг за смену) необходимо выделить помещение площадью 45–50 кв. м (без учета площади бельевых складов), что регулируется нормами СНиП.

Помещение должно иметь укрепленные перекрытия, два эвакуационных выхода и возможность создания монтажного проема для вноса оборудования.

Требования по необходимым инженерным нагрузкам: давление в магистрали водоснабжения – не менее 3,5–4 атмосфер; расход воды – в среднем 1,5 куб. м в час; объем стока равен объему потребления; установочная энергомощность – 200 кВт.

Татьяна Бутурлина