Пять звезд. Гостиничный бизнеc №11-12, Ноябрь-Декабрь 2013 «2013: Итоги года»← Вернуться к журналу

Московские гостиницы стали более конкурентоспособными


Выступление Сергея Шпилько, председателя Комитета по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы, на пленарном заседании Ежегодного делового форума гостиничного комплекса – своего рода подведение итогов работы столичных гостиниц в этом году. Журнал «Пять звезд. Гостиничный бизнес» публикует это выступление.

 

В прошлом году число гостей Москвы впервые превысило пятимиллионный рубеж. Доходы гостиничных предприятий в 2012 году увеличились на 20%, но возросли и затраты отелей на производство и реализацию услуг. Таким образом, чистая прибыль гостиниц города хоть и увеличилась, но всё же заметно отстает от докризисного уровня. В прошлом году столичные гостиницы заплатили налоги в размере 7,3 млрд рублей, 1,5 млрд рублей – в бюджет города.

Комитет по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы в числе своих первоочередных задач видит увеличение загрузки столичных отелей, особенно в праздничные и выходные дни, новогодние каникулы, летние месяцы – в июле и августе. Определенные улучшения есть в этом плане: больше – по лету, меньше – по зиме.

Если продолжать тему загрузки, отчетливо заметно, что в последние два года стали проседать ноябрь и декабрь – пока не ясны причины этой тенденции. Среднегодовые показатели загрузки – 61–67%, причем лучшие показатели, как правило, у сетевых отелей.

Ясно, что отельерам нужно активнее работать с туроператорами, и мы в этой работе готовы участвовать в плане формирования и продвижения продуктов на сложные периоды с точки зрения загрузки.

Мы в свое время предприняли много усилий по демифологизации того, что Москва по гостиничному размещению – самый дорогой город Европы, и ценовая политика московских отельеров нам в этом немало помогла. По данным  Price Waterhouse, до кризиса мы занимали первое место, в 2009 году – шестое, в 2012 году – 19-е место по цене на размещение.

Московские гостиницы стали более конкурентосопособными, и этому способствует ряд факторов. Цены на размещение сейчас растут медленнее инфляции. Кроме того, скидки по договорам с туроператорами у нас сегодня значительно ниже, чем во многих европейских городах.

Еще один фактор роста конкурентоспособности – повышение эффективности управления. В первую очередь, за счет сетевого управления: в Москве сейчас работают многие глобальные операторы, появились и вполне успешные российские управляющие компании. И многие независимые гостиницы также показывают очень хорошие результаты с точки зрения повышения качества обслуживания.

Третий фактор повышения конкурентоспособности – обновление основных фондов в результате ремонта и реконструкции. Гостиницы стали активнее инвестировать в обновление своей материальной базы. В частности, быстро идет кондиционирование отелей, которые перепозиционируют себя с 3 на 4*.

Также повышению конкурентоспособности московских гостиниц способствует ввод новых объектов размещения. В 2012 году было введено 22 новых коллективных средств размещения. В их числе – отель «Азимут Тульская», «Mercure Арбат», «Coutyard Павелецкая», «InterContinetal Тверская». В этом году должно быть введено 28 объектов размещения на 2200 мест. Уже начали принимать гостей «Novotel Москва Сити» и «Kempinski Никольская». Активно открываются маломестные средства размещения: в прошлом году появилось 18 таких объектов, аналогичные темпы сохраняются и в этом году. Совсем недавно новый малый отель открылся на Трифоновской улице.

Очень яркая тенденция гостиничного рынка Москвы – развитие маломестных средств размещения, за отсутствие которых столицу еще совсем недавно упрекали. Примером в этом отношении был Петербург, который изначально развивался как город познавательного туризма, Москва же больше известна как город, привлекающий бизнес-туристов. Поэтому в Петербурге маломестные средства размещения развивались более быстрыми темпами и раньше, чем в столице. Тем не менее маломестные объекты пришли и в Москву. Сначала это были мини-отели, затем – хостелы, в период с 2010 по 2013 год число хостелов в столице увеличилось вдвое. Сейчас появились сервисные апартаменты – развитие такого вида размещения идет во всем мире. Цены в апартаментах демократичны, и они успешно конкурируют с отелями бизнес-класса, есть и такие, которые предоставляют экономичное размещение.

Отмечу рост разнообразия средств размещения: внутри каждой группы маломестных объектов уже есть своя градация: экохостелы, семейные хостелы и т.д. Конечно, разнообразие предложения – это реакция на сегментацию рынка. А появление новых, необычных средств размещения – еще один важный фактор создания конкурентоспособной среды.

Если говорить о перспективах, то ожидаются к открытию Marriott на Новом Арбате, комплекс из трех гостиниц на улице Бахрушина – Mercure, ibis, Adagio, Doubletree by Hilton во Внуково, откроются отели на Каширском шоссе, на шоссе Энтузиастов. Планируется к открытию целый ряд мини-отелей.

Московские гостиницы обладают высокой ликвидностью, это показал недавний опрос инвесторов, проведенный компанией Jones Lang LaSalle.

Что делать для увеличения турпотока?

Практика показала, что если гостиницы активно работают, например, над продвижением новогодних каникул, результат есть. Он есть там, где активно идет работа с туроператорами.

С точки зрения продвижения – появилась очень неплохая передача на радио «Эхо Москвы», идет реклама в регионах.

Главное, что удалось сделать за последнее время, – перепозиционировать Москву из города бизнес-туризма в город, где активно развивается разноплановое туристическое предложение.

Идет либерализация воздушного сообщения. Расширяется перечень перевозчиков по европейским направлениям, это сразу сказывается на стоимости билетов. Расширяется география лоукостеров.

Решается вопрос увеличения детских турпотоков в Москву с участием бюджетных ассигнований. Есть поручение президента разработать такие предложения.

Смягчение визового режима – пока в этом направлении похвастаться нечем, но такая работа ведется. Есть законопроекты по 72-часовому безвизовому въезду и по 10-дневному пребыванию тех, кто приезжает на крупные спортивные мероприятия. Что касается 72-часового безвизового въезда, то его пока ограничивают только транзитными пассажирами. На наш взгляд, закон должен предусматривать 72-часовое пребывание без визы для всех, у кого есть обратный билет.

Имеет смысл ввести безвизовый въезд для граждан экономически развитых стран, не представляющих террористической угрозы.

Еще одна важная тема – классификация средств размещения. Срок классификации для Москвы  и других субъектов Федерации, принимающих чемпионат мира по футболу 2018 года, на наш взгляд, необоснованно жесткий, задача сложная. Пока в Москве ее прошли лишь 22 гостиницы. Этот процесс участникам рынка надо ускорять, с середины следующего года он грозит перерасти в настоящую свалку. Я призываю представителей гостиничного бизнеса активнее проходить процедуру, аккредитованные организации должны также активно работать.