Пять звезд. Гостиничный бизнеc №11-12, Ноябрь-Декабрь 2013 «2013: Итоги года»← Вернуться к журналу

Страхование гостиничных рисков: правила меняются


На Форуме гостиничного комплекса – 2013 обсуждались различные актуальные вопросы гостиничной индустрии. В их числе – проблемы страховой защиты в индустрии гостеприимства. Этой теме посвящалось выступление Олега Тишкина, генерального директора страховой компании «ИСК Евро-Полис».

 

По данным экспертов, только за период с 2009 по начало 2012 г. в результате пожаров, взрывов газа и других инцидентов только в крупных ночных развлекательных клубах и ресторанах России пострадало и погибло более 500 человек, было повреждено или уничтожено более 10 тысяч кв. м помещений. Эти трагические происшествия ведут к неизбежным в таких случаях выплатам денежных компенсаций из бюджетов разных уровней. Так, из первого резерва на выплату материальной помощи семьям погибших и пострадавших в трагедии пермской «Хромой лошади», а также на лекарства, медтехнику и т.д. пошло 518,6 млн рублей, еще 23,4 млн заплатила краевая и муниципальная казна. Возмещение же ущерба страховыми компаниями, будь объект надлежаще застрахован, могло бы сэкономить бюджетам значительную часть этих средств.

Страхование своей ответственности перед посетителями должно стать в России неким незыблемым стандартом для сферы гостеприимства, ведь в конечном счете это и репутация заведений, и финансовая защита людей от несчастных случаев.

Сегодня в России большинство заведений – это формат малого (семейного) и среднего бизнеса, которому присущи подверженность убыткам, зависимость от кредитных средств на развитие, потери от мошенничества. И для них страхование – лучшая, на наш взгляд, финансовая защита бизнеса.

У нас застрахованы международные сети ресторанов и отелей, заведения с иностранным капиталом, поскольку их зарубежные учредители привыкли у себя на родине к такому порядку вещей. Страхуются также те, кто работает в соответствии со всеми санитарными, противопожарными и прочими нормами. «Серому» бизнесу такое страхование неинтересно. Есть данные, что в настоящее время не более 6-7% отечественных ресторанов и отелей страхуют свою ответственность перед третьими лицами.

В 2011 г. встал вопрос о разработке единых требований по страхованию ответственности в области гостиничного и ресторанного бизнеса, для чего была создана рабочая группа ВСС совместно с Федерацией рестораторов и отельеров (ФРиО) России  во исполнение  поручения правительства Российской Федерации от 16 июля 2012 г. №ИШ-П13-4043.

К настоящему моменту разработаны минимальные стандарты страхования ответственности рестораторов и отельеров. Подготовленный проект постановления правительства Российской Федерации проходит согласование в заинтересованных ведомствах.

Стандарты страхования гражданской ответственности определяют порядок страховой защиты каждой гостиницы; набор страховых рисков; установление индивидуальной страховой суммы; перечень исключений; порядок уведомления об убытке и получении страхового возмещения.

Владельцев и управляющих обязуют получить полис по страхованию ответственности, в противном случае на заведение будет наложен штраф. Застрахованы должны быть юридические лица любой организационно-правовой формы, индивидуальные предприниматели, а также иностранные граждане и иностранные юридические лица. Минимальная страховая сумма – 10 млн рублей, максимальная – 300 млн рублей.

В комплексную программу страхования рестораторов и отельеров могут быть включены следующие виды страхования: страхование сотрудников, оборудования и мебели; товарных запасов, косвенных убытков от перерыва в деятельности; гражданской ответственности при эксплуатации собственных и/или арендованных помещений и т.д.

Очень важный момент – страхование посетителей. Страхование ответственности перед клиентами любой отрасли, оказывающей услуги потребителям, – это норма и сложившаяся практика в цивилизованных странах. Нам также необходимо создать систему финансовых гарантий компенсации вреда жизни, здоровью и имуществу потребителей.

Наиболее оптимальным видится вариант так называемого вмененного страхования через механизмы подзаконных актов, когда для ведения определенных видов бизнеса требуется застраховать имущественные интересы в пользу третьих лиц. Кстати, в утвержденной правительством РФ Стратегии развития страхового рынка до 2020 г. одно из направлений – постепенный отказ от обязательных видов страхования в пользу вмененных.

В Министерство финансов РФ уже представлено предложение ввести вмененное страхование индустрии гостеприимства, которое не ограничивает страховщика по условиям, лимитам и тарифам.

Страхование своей ответственности перед посетителями должно стать в России неким незыблемым стандартом для сферы гостеприимства, ведь в конечном счете это и репутация заведений, и финансовая защита людей от несчастных случаев.

Выгода для страхователя очевидна – затратив относительно небольшую сумму, он убережется от возможных случайностей при обслуживании клиентов. Немаловажно, что для ресторана и отеля страховой договор автоматически обеспечивает юридическую поддержку страховой компании, которая помогает в вопросах урегулирования претензий третьих лиц, в том числе мошенников.

Мы надеемся, что новые правила уже в скором времени будут одобрены, и рассчитываем, что введение вмененного страхования гражданской ответственности в отрасли индустрии питания и гостеприимства станет частью стратегии развития отечественного страхового рынка на ближайшие годы.

Подготовила Ксения Галина