Пять звезд. Гостиничный бизнеc №01-02, Январь-Февраль 2014 «Сочи: Как отельеры готовились к Олимпиаде»← Вернуться к журналу

Трудно быть хостельером


Хостелы, уже давно привычные в Европе и на других континентах, стали с недавних пор и заметной российской реальностью. До такой степени, что сегодня уже сформировалась необходимость анализа проблем и трендов развития этой группы средств размещения. Состоявшая в январе в Москве конференция «Лиги хостелов» собрала около 150 российских и иностранных участников, которые обсудили деятельность хостелов и других малых средств размещения, пути повышения профессионализма в данной области.

 

У аудитории, средний возраст которой 25–30 лет, наибольший отклик вызвали два вопроса. Первый – прагматический: ожидающаяся в скором времени обязательная классификация. Второй – в некотором смысле «коммунальный»: как вести себя в ситуации, когда соседом-хостелом недовольны жильцы дома? В этом особенность положения хостела – одного из самых бюджетных средств размещения на туристическом рынке. Хостельер должен быть чист перед государством, выполнять законы и соответствовать рекомендуемым отраслевым стандартам. Кроме того, надо быть «белым и пушистым» с теми, кто вроде к твоему бизнесу прямого отношения не имеет, но с кем практически каждый день приходится сталкиваться в подъезде, на лестничной клетке, ведь многие хостелы распложены в жилых домах.

Итак, классификация. Пройти ее процедуру предстоит уже очень скоро: в ряде регионов, включая Москву и те города, где пройдет футбольный чемпионат мира – 2018, – до 1 июля 2015 года, в других – несколько позже. Но со временем она охватит абсолютно все средства размещения страны.

Кстати, в России уже даже определяют хостел по-своему. Международный стандарт ICO характеризует хостел просто как молодежный отель. В подготовленных же и обсуждающихся сейчас новых российских стандартах сказано: хостел – это средство размещения, рассчитанное на малобюджетный туризм, преимущественно молодежный, как правило, с многоместным размещением и санитарными службами за пределами номеров, и ориентированное на людей с малым достатком и на желающих сэкономить. Разработавший эту формулировку ВНИИ стандартизации пока предоставил возможность всем, кто в этом заинтересован, поучаствовать в ее обсуждении, как и в обсуждении иных стандартов, касающихся деятельности хостелов, на сайте института для этого есть специальный электронный адрес, все мнения будут учтены и проанализированы. После утверждения новых стандартов они будут разосланы по регионам. И только когда их там внимательно изучат, то есть через полгода, они будут размещены на сайте Росстандарта и вступят в силу. Уточним, речь не только о стандарте, непосредственно посвященном хостелам, но еще и о других стандартах, имеющих к деятельности хостелов прямое отношение: информации для потребителей, подготовке персонала, особых условиях для детей и подростков, лиц с ограниченными физическими возможностями.

Подробно говорили в своих выступлениях о юридических, организационных и технических аспектах предстоящего процесса классификации эксперты ВНИИ стандартизации Людмила Сапожникова и Валентина Ковалевская. Проводить классификацию будут на местах аккредитованные организации-эксперты. Сам процесс займет около трех месяцев, включая подготовку документов, инструктаж персонала, собственно экспертизу и выдачу свидетельств. Почему проблема классификации столь тесно увязана с новыми стандартами? Все просто: пройдя обязательную государственную классификацию, хостел должен будет этим стандартам полностью соответствовать – они перестают быть всего лишь рекомендательными. Новые национальные стандарты как раз и включают в себя все требования обязательной государственной классификации. Некоторые участники конференции удивлялись: а вот такая-то коммерческая фирма нас уже классифицировала, выдала свой сертификат, и что, теперь надо заново все проходить?

«Да, во многих в регионах, и это особенно типично для олимпийского Сочи, выдается огромное количество самых разных сертификатов, удостоверений и прочих красивых бумаг, не имеющих отношения к обязательной государственной классификации и вовсе не отменяющих ее необходимость, – пояснила Валентина Ковалевская, главный эксперт ВНИИС. – Все эти «бланки с елочками» могут быть очень даже хороши, но лишь в качестве дополнения к государственному документу. А проводить государственную классификацию вправе лишь организации-эксперты, аккредитованные при местных органах власти».

«Ждем, когда систему классификации утвердит Минюст и она вступит в силу, – заключила член правления «Лиги хостелов», адвокат Наталья Петровская. – Это, несомненно, будет способствовать успешному регулированию деятельности малых средств размещения».

А вот с новыми санитарными нормами Роспотребнадзора, также находящимися сейчас на этапе утверждения, дело обстоит сложнее. Документ этот пока явно недоработан, с чем согласились и участники конференции. Для гостиниц он вроде бы справедлив и хорош. Но абсолютно не учитывает специфику хостелов. В частности, он содержит указание на то, что средства размещения, расположенные в жилых строениях, непременно должны иметь отдельный вход и автономные санитарные сети. Но это требование для хостелов не выполнимо. Кстати, многочисленные рестораны и кафе, которые находятся в таких зданиях, тоже не могут соответствовать подобным требованиям. Формулировки непременно следует скорректировать, приблизить к реальности, и в этом, в частности, Лигу хостелов поддерживает Москомтуризм.

Ведь именно на примере Москвы все тренды и проблемы развития хостельного сектора особенно ярко заметны. Сегодня в столице хостелы предлагают постояльцам около 12 тысяч мест, и это, заметим, существенный вклад в развитие туристской инфраструктуры города, в котором, по данным Москомтуризма, сейчас около 450 самых разных – на любой вкус и достаток – средств размещения.

«Когда в декабре 2010 года город только начинал работу по созданию хостелов, было немало скептиков, которые утверждали, что столица, особенно центральная ее часть, где, конечно же, и предпочитают размещаться гости, не место для хостелов. Однако уже в мае следующего года первые 40 таких малых средств размещения стали им лучшим ответом, – рассказал на конференции председатель Комитета по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы Сергей Шпилько. – И сегодня в нашем городе уже успешно функционируют около сотни хостелов».

Любому малому бизнесу приходится встраиваться в непростые условия существования в мегаполисе. И «коммунальная» проблема, взаимоотношения с жильцами-соседями – в этом ряду. Непросто молодым руководителям и администраторам хостелов разрешать возникающие порой конфликты. Это во многом связано, как было понятно из выступлений и вопросов с мест на конференции, с тем, что, прямо скажем, не хватает им пока опыта «выруливания» из потенциально конфликтной ситуации. Маловато и юридических знаний.

Некоторые соседи вообще даже порой сомневаются: законно ли въехал в их дом столь необычный групповой «жилец» – хостел? «Легализовывать» хостелы на самом деле вовсе не требуется – их создание законно уже в соответствии с Гражданским и Жилищным кодексами, где не только нет на сей счет запретов, но и прямо сказано: квартиры могут сдаваться в наем. Другое дело, что при подобном соседстве важно не создавать неудобств ни для кого. В статье 17, пункт 4 Жилищного кодекса написано: использование жилых помещений не должно нарушать права соседей и санитарные нормы.

И тут мы возвращаемся к тому, с чего, собственно, и начали разговор: законам надо следовать – как в отношениях с государством, так и в социально-бытовых коллизиях. Организаторам хостелов придется – и никуда от этого им не деться – следить, например, за тем, чтобы постояльцы соблюдали тишину в ночные часы, не курили в подъездах.  Необходимо установить и отдельные водосчетчики.

Собственно, круг обязательных документов, которые следует изучить и соблюдать владельцам хостелов, конкретен: это Закон об основах туристической деятельности, Закон о безопасности зданий и сооружений, Закон о пожарной безопасности, Закон о безопасности оборудования и, естественно, Закон о защите прав потребителей.

Особое внимание в наше непростое время хостельерам нужно уделять вопросам безопасности, предотвращению террористической угрозы.

На конференции шла речь и о том, что хостельеры должны постоянно пополнять свой сервисный и маркетинговый арсенал: предлагать гостям необычные новые услуги, туристические программы собственного изобретения. На то он и малый бизнес, к тому же еще и бизнес молодежный, чтобы развиваться энергично, опережая новейшие тренды.

Константин Исааков