Пять звезд. Гостиничный бизнеc №10, Ноябрь-Декабрь 2014 «Первая хаускипинговая компания»← Вернуться к журналу

Инвестиции под вопросом?


Строительство гостиницы – проект на перспективу, который требует серьезных инвестиций, между тем прибылей от него приходится ждать годы.  Кто в наше непростое время вкладывает средства в отель? Каким видят эксперты  инвестиционный климат в России? На проходившей в Москве в отеле Radisson Royal («Украина») 21-22 октября 2014 года 10-й конференции по инвестициям в гостиничный бизнес России и СНГ (RHIC) финансисты и инвесторы обсуждали эти вопросы.

Сюрпризы финансового рынка

Международное рейтинговое агентство Moody’s  снизило кредитный рейтинг России на 1 пункт, это означает, что долговые обязательства России подвержены рискам, пока умеренным. Это сразу отразилось на фондовом и кредитном рынках, на инвесторах. Государственный внешний долг РФ действительно невелик – 3% ВВП, но зато корпоративный внешний долг – 35% ВВП. Всё это не прибавляет оптимизма инвесторам.  ЦБ РФ поднял ключевую ставку до 9,5% в ноябре 2014 года.

Министерство финансов пересмотрело бюджет на 2015–2017 годы, который утвержден в первом чтении Госдумой. На 2015 год запланирован рост доходов на 1,2% и дефицит расходов – 0,6%. Это основано на следующих показателях: курс доллара – 37,7 рубля; инфляция – 5,5%, цена нефти – 100 долларов США за баррель.

Давление на рубль  возросло из-за воздействия санкций, низкой цены на нефть и рубля в «свободном плавании». ЦБ РФ отменил стратегию защиты рубля после дорогих финансовых операций в его защиту, проводимых в 2008/09. Валютные скачки и высокая инфляция  повлияли на инвестиционный климат.

О ловушках на экономическом рынке России рассказал  Кристофер Уифер,  старший партнер компании Macro Advisory: «Экономика России продолжит падение в течение следующих шести месяцев. Время восстановления экономики будет зависеть от ослабления санкций, особенно в финансовом секторе, от окончания кризиса на Украине. Период низкого ВВП продлится в 2015 году и, возможно, закончится в 2016 году. Существующая реструктуризация долга неизбежна. Правительство России не планирует заимствовать средства извне, так как в этом году бюджет выполняется с профицитом имеющихся резервов в 185 млрд долларов. Снижение темпов роста и сокращение инвестиций  могут нанести серьезный ущерб экономике, хотя есть и компенсация от повышения производства и импортозамещения.

Тренды среднесрочного периода: слабый рубль увеличивает отток капитала из России, давит на инфляцию, способствует снижению инвестиционного климата в стране и деловых настроений, медленному темпу номинального роста заработной платы. Но ослабление рубля и санкции обеспечивают рост внутреннего производства. Главная забота правительства России – контроль над инфляцией. Высокая стоимость капитала  и обслуживания внешнего долга России – существенные факторы в замедлении потребительских расходов и сокращения инвестиций. В долгосрочной перспективе экономика России нуждается в большем притоке опытных иностранных инвестиций. Кризис может привести к активизации процесса реформ.

Обменный курс к концу 2014 года будут определять санкции, цена на нефть и ключевая процентная ставка ЦБ.  В начале октября 2014 года годовой показатель инфляции – 8,1%, в ближайшие месяцы он может достичь 8,5%. Все думали, что когда инфляция достигла  7,5% в июне – это максимум, но комбинация возрастающей стоимости капитала, увеличивающейся стоимости продуктов питания, увеличения тарифов на коммунальные услуги, ослабления рубля и карательных санкций полностью поменяла картину. ЦБ надеется на уровень инфляции к концу года – 6,5%, но реалистичнее прогноз – 8,5%.

Положительная сторона санкций: новые возможности предоставлены отечественным  производителям, что должно повысить их конкурентоспособность. Кроме того, будут доступны капиталы из азиатских стран. Негативная сторона: высокая стоимость капитала, разрушение системы поставок, медленная инвестиционная политика, появление в российском обществе антизападных настроений, которые могут затронуть стандарты партнерства и потребления». 

Мнения банкиров: за и против

Банковские кредитные ставки не только не снижаются, но имеют тенденцию к росту. Есть ли у  нового гостиничного проекта возможность получить кредит и в какой валюте его имеет смысл брать при нынешнем «плавающем курсе» рубля? Об этом мы спросили представителей  крупнейших российских банков.

Ольга Григорьева, управляющий директор, «Райффайзенбанк Россия»: «Гостиницы входили в наименее желаемую часть потенциальных заемщиков. Банки отдают предпочтение гостиницам международных УК. Чаще рефинансировали готовые гостиницы. Когда собственник сам строит отель, проверить его доходность сложнее. В этом году желание финансировать гостиницы было незначительное, но заявок на новые проекты было много. Из-за санкций, геополитических изменений наплыв сделок в валюте существенен, но сделок по гостиницам практически нет».

Вячеслав Романов, начальник управления отраслевой экспертизы, Банк Москвы: «По выдаче кредитов в гостиничный сегмент мы наращивали объемы за последние два года, рассматривали все проекты, по франшизе и по договору управления, в центре и регионах. В отелях искали оптимистичный бизнес-план.  В Москве средний доход в отелях упал на 15–20% за последние полгода, в Санкт-Петербурге – еще больше, а в регионах доходы растут, средний рост составляет 5–7%. Если сравнивать торговые центры с гостиницами, там пока нет заметного падения рынка, в то время как у гостиниц оно уже наблюдается.  Почти все кредиты, которые мы предлагаем сейчас, – рублевые. Для гостиничных инвесторов  это не очень хорошо».

Стефано Карози, руководитель департамента финансирования недвижимости UniCredit Bank в России:  «Мы ищем интересные гостиничные проекты, но нам интересны отели среднего сегмента, до 300 номеров, управляемые международным оператором».

Международные операторы: никто не хочет уходить

По результатам исследования EY гостиничного рынка России: на октябрь 2014 года в России работают 137 отелей под международными брендами с общим номерным фондом 31 485 номеров. За последний год в России открылось 37 новых отелей под управлением международных операторов (6662 номера). Больше всего таких гостиниц – в Москве и Санкт-Петербурге (57%), в Сочи (13%), Екатеринбурге (4%), Московской области (5%).  Некоторые эксперты на рынке предполагали, что ухудшение экономического положения в стране, введенные санкции отразятся на работе международных гостиничных сетей, спровоцировав  их частичный уход с рынка.  Так ли это?

Патрик Фицгиббон, старший вице-президент по развитию в Европе и Африке Hilton Worldwide: «Эксперты рынка считают, что уходят только слабые бренды. Не стали входить на российский рынок те международные бренды, которые готовились к входу, просчитывали стратегию, но не успели до введения санкций. Остальные бренды держатся, сокращают поставки и бюджеты, но держатся. Приход на такой рынок, как Россия, – это большая инвестиционная программа, связанная с затратными маркетинговыми исследованиями, рекламной кампанией, изучением покупательского спроса, поиском подходящей недвижимости».

Кристиан Караогланян, директор по развитию Accor: «Россия – не самая легкая страна для работы международных брендов, но это страна с хорошими людьми, хорошим потенциалом. В последние годы мы видим больше профессионализма со стороны инвесторов, которые порой работают в непростых условиях. Сейчас ситуация на рынке непростая, стало труднее получить финансирование в евро и рублях, ставки по кредитам слишком высокие. Некоторые проекты, которые были начаты в предыдущие несколько лет и в которых мало собственных средств, испытывают недостаток финансирования и не могут завершить проект. Если встает вопрос о завершении строительства, то лучше переплатить за кредит, но закончить проект. Если говорить о долгосрочной перспективе, то перед Россией сейчас стоят проблемы, которые необходимо решать. Но мы настроены оптимистично и ожидаем, что через год ситуация в стране будет иной».

Мэтт Лускомб, коммерческий директор IHG в Европе: «Мы по-разному относимся к различным мировым рынкам, но это определяется экономической ситуацией на рынке, а не политическими событиями. Если говорить об отношении на сегодняшнем рынке России к международным гостиничным брендам, то могу сказать, что британские бренды не подверглись остракизму.  Если международный бренд хочет работать в России, то ему надо понравиться внутреннему рынку, а для этого необходимо изучить язык этой страны, культуру, понравиться внутренним потребителям. Необходимо время, интеграция на внутренний рынок».

Санта Малиновская