Пять звезд. Гостиничный бизнеc №01, Январь-Февраль 2015 «Альфа - это наш дом»← Вернуться к журналу

Три в одном


В Европе и США к смешанным объектам относятся с осторожностью, но в России в последнее время они стали появляться всё чаще. Это объекты, в которых под управлением одной компании находятся отель, ресторан, торговый центр, клиника и даже апартаменты. О плюсах и минусах подобных проектов рассказывают эксперты.

Смешанные проекты, сочетающие  гостиничную, офисную, торговую и жилую недвижимость – так называемые mixed developments, – появились на мировом рынке в последние  20 лет. Приведем в пример один из самых известных таких проектов в мире – Hillion в Сингапуре, принадлежащий компании Orange Tee. Он объединяет два здания с квартирами, огромный торговый центр на четыре этажа, автобусный терминал, автопаркинг, бассейн, теннисные корты, тренажерный зал, небольшой деловой центр, парк, площадку для барбекю. Комплекс соединен со станцией легкого метро.

Но если в западных странах к таким объектам, из-за различной направленности их отдельных частей и сложностей управления, отношение весьма настороженное, то в России за последние годы они стали очень популярны.

Такие объекты – олицетворение философии «Живи, работай и отдыхай в одном месте». Особенно это актуально для  огромных мегаполисов, в которых на дорогу тратится много времени.  Как правило, такие  проекты предлагаются в тех городах, где дорогая земля и недвижимость. Жилая недвижимость в подобных объектах привлекает своей максимальной приближенность к определенной инфраструктуре, а коммерческая недвижимость, если рядом есть жилье, также более интересна арендаторам. Но подобная комбинация – не без рисков. Разноплановыми объектами сложнее управлять, и далеко не все хотят жить в близком соседстве с рестораном, отелем, клиникой или торговым центром. В подобных зданиях цена за квадратный метр возрастает многократно за пользования близкой инфраструктурой, а также за дорогой бренд.  Например, в комплексе «Новый Арбат, 32» цена двухкомнатной квартиры площадью 71 кв. м без ремонта составляет около $1 131 200. Но если такой объект рассчитан на людей с высоким уровнем доходов, им может не понравиться жить рядом с торговым центром или рестораном.

Что думают по этому поводу эксперты?


Евгений Макаров, вице-президент ГК «ПрофЭстейт»:

 

В таких гостиничных проектах важно найти правильное сочетание отдельных частей для максимальной отдачи.  Подобные смешанные объекты могут быть рентабельными на нынешнем рынке, но  нужно точное разделение всех инженерных систем в едином здании и совершенно другие эксплуатационные стандарты, чем при традиционном строительстве.  Цена таких объектов будет выше, но в дальнейшей перспективе это лучше. Разумно для лучшей функциональности смешанных объектов делать разделение входов и технических систем.

Еще в случае смешанных объектов нужно не ошибиться с концепцией ресторана и отеля, со звездностью отеля, с позиционированием их на рынке – в этом залог будущего успеха.

 

Марина Усенко, директор по развитию в СНГ и Балтии Starwood Hotels&Resorts:

Такие объекты смешанного назначения на российском  рынке являются мейнстримовскими. Отель, торговый центр, ресторан могут получать большие прибыли от такого соседства. Но вход в отдельные части подобных объектов должен быть отдельным. Клиенты не должны попадать в гостиницу через торговый центр. Если же по проекту такой вход есть, то он должен быть под контролем – у входа со стороны ресторана или отеля должен находится сотрудник, должно быть установлено видеонаблюдение. Как интересный пример могу привести проект «Вивальди» – там четыре офисных здания и гостиница Marriott, они все под одним управлением, но разделены по зданиям – таким объектом очень удобно управлять. 

 

Юрий Сапожников, коммерческий  директор «Волгатрансстрой»:

Если  в смешанном объекте есть отель и апартаменты, то это интересный, но сложный вариант. Конечно, брендовые апартаменты привлекательнее для продажи, чем просто апартаменты. Наш стартующий проект «Новый Арбат, 32» – пилотный для рынка:  апартаменты объединены с отелем Marriott. На апартаменты под мировым брендом Marriott есть спрос. Собственники апартаментов могут пользоваться услугами ресторана и отеля – заказать ужин домой, пользоваться услугами химчистки, кейтеринга, переговорной комнаты и т.д.

Между собственниками апартаментов и управляющей компанией Marriott  заключены договора. В смешанных проектах важен хороший партнер, с глобальным оператором Marriott мы делаем уже пятый объект, и вот в последнем проекте рискнули сделать апартаменты и отель в едином здании.

Подготовила Санта Малиновская