Пять звезд. Гостиничный бизнеc №01-02, Январь-Февраль 2016 «Спа-центры - популярность не меркнет»← Вернуться к журналу

Новые правила – новые проблемы


Вступившие в силу 21 октября 2015 года новые «Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» хоть и порадовали отельеров возможностью «разрушить старый мир до основанья», но все же вызвали немало разногласий. Поскольку букву закона при желании можно трактовать и так и эдак. Ключевые изменения – по поводу бронирования, принимаемых в ходе заселения документов, уточнения по вопросам регистрации – тоже, как оказалось, в новой трактовке не стали кристально ясными.

Так что вопрос обсуждался и в РГА, и на специально созванном по этому поводу собрании неформального сообщества отельеров Russian Hotels Talks в конце прошлого года. Журнал «Пять звезд» решил посоветоваться еще и с юристами, специализирующимися на решении спорных вопросов в сфере гостиничного бизнеса. Комментирует руководитель претензионно-искового отдела ООО «Юридическое агентство Персона Грата» Ольга Плещук.

 

Ольга, как показала практика, основным «камнем преткновения» стало то, что некоторые СМИ неверно истолковали новый пункт законодательства об оплате полусуток/заезда после 00.00 часов. Так можно ли платить за полсуток или минимальная цена – все же за сутки?

 

Ранее в Правилах предоставления гостиничных услуг в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.1997 № 490, было указано, что если потребитель заселяется с 00 часов до 12 часов, то плата за проживание не взимается. Так вот: нововведение об оплате за половину  суток относится к этому старому пункту. Раньше было так: потребитель заселялся в два ночи и выезжал в 9 утра, не заплатив вообще. Если в нашем случае потребитель заселится в гостиницу не в 19.00, а в полночь, он заплатит за полсуток, тогда как ранее он мог заселиться также в 00 часов и выехать раньше 12 часов и вообще ничего не заплатить.

 

Как могут заранее предоставить ныне обязательную «информацию об исполнителе и предоставляемых услугах» отели в глубинке, у которых даже нет веб-сайта?

 

По новым правилам, исполнитель обязан довести информацию до сведения потребителя посредством размещения на вывеске, расположенной около входа в гостиницу или в помещении гостиницы, предназначенном для оформления временного проживания потребителей, а также на сайте гостиницы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Если у гостиницы нет своего сайта, информация размещается другим разрешенным способом.

 

Порядок и условия предоставления гостиничных услуг в отношении бронирования, документов, обязательств; аннулирования заявки: что изменилось в этих  процедурах?

 

Я думаю, что по большому счету ничего. Все правила заселения и проживания по новым Правилам определяются исполнителем. Полагаю, все до сих пор работают так же, как работали ранее.

 

Как теперь регулируется вопрос незаезда и убытков,  понесенных отелем в связи с ним?

 

Так же, как и раньше, исполнитель может удержать с потребителя оплату за сутки при незаселении или при досрочном заселении. Формулировка возмещения убытков по факту осталась прежней, соответствующей ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей».

 

Изменился перечень документов, по которым можно селить в гостиницу (не стало «паспорта моряка», военного билета, загранпаспорта). Но все равно иногда в отелях россиян продолжают регистрировать по загранпаспортам. Так все-таки по каким документам селить можно, а по каким – нет?

 

В соответствии с ФЗ РФ «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина РФ » на территории РФ основным документом является паспорт гражданина РФ, удостоверяющий личность гражданина РФ на территории РФ. Другие документы не являются удостоверяющими личность.

 

Какие документы теперь требуется предоставлять опекунам, сопровождающим лиц, не достигших 14-летнего возраста? Родственникам? Учителям, везущим детские группы?

 

Для передвижения гражданина РФ по территории своей страны не требуется каких-либо документов, кроме подтверждающих личность. Но если с совершеннолетним гражданином путешествует несовершеннолетний, то необходимо иметь при себе документы, подтверждающие правомерность нахождения несовершеннолетнего ребенка вместе с совершеннолетним. Как правило, нотариусы выдают согласие родителей для сопровождающих, аналогичные таким, какие выдаются для путешествия за границу.

 

Может ли подросток 14 лет заселиться в гостиницу один, по собственному паспорту? Если да, то кто оплачивает возможный понесенный гостиницей ущерб (допустим, порчу имущества вроде разбитой техники), если по законодательству он еще не полностью дееспособен?

 

Дееспособность и совершеннолетие в России наступает с 18 лет. Гостиница имеет право отказать в заселении такому клиенту, если он приехал один. Если ребенок приехал в составе группы, возмещать убытки гостиницы будут законные представители в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

 

Что с часами заезда и выезда?

 

Время заезда устанавливается исполнителем самостоятельно. Разница между временем выезда потребителя из номера и последующего заезда не может составлять менее двух часов. Этот период предназначен для уборки номеров.

 

Как быть с тарифами? Новые правила требуют одинаковых условий (т.е. цен) для всех; но как решить вопрос с корпорантами, с групповыми туристами,  для которых тарифы по умолчанию ниже, чем «открытая цена»?

 

Цена номера (места в номере), а также иные условия договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей. То есть именно для прямых клиентов-потребителей нельзя устанавливать разные цены. Партнеров по предпринимательской деятельности этот пункт не касается.

 

В продолжение темы «партнеров по предпринимательской деятельности»: как будет решаться вопрос с регулировкой цен на мероприятия международного масштаба? В частности, с тарифами на размещение на период Чемпионата мира по футболу-2018, в свете высокой инфляции, и при том что цены придется зафиксировать уже летом 2016 года?

 

Я думаю, что тарифы будут регулироваться с учетом инфляции, падения рубля, цены на нефть и т.д. в специальных нормативно-правовых актах, которые будут разрабатываться и издаваться уполномоченными органами. Вспомним Сочи: никто не остался в убытке, цены в гостиницах были довольно высокие.

 

Какие именно правила теперь больше защищают права отельеров и в чем именно?

 

Новые Правила дают больше свободы в установлении своих правил проживания в гостинице, бронирования, порядка и способа аннуляции и т.д. Кроме того, они все разработаны с учетом постоянно меняющегося законодательства, так сказать, обновлены «в ногу со временем».

 

Бурные дебаты вызвал пункт по поводу предоплаты: можно ли ее требовать? Особенно в этом смысле страдают курортные отели, которые «держат» номер, а гость в итоге не приезжает, потому что передумал или выбрал другую гостиницу, а предупредить не потрудился…

 

Потребитель (заказчик) обязан оплатить гостиничные и иные платные услуги в полном объеме после их оказания потребителю. С согласия потребителя (заказчика) их оплата может быть произведена при заключении договора в полном объеме или частично. То есть все отели имеют право предлагать клиентам заключать договор по предоплате, и если клиент отказался, то исполнитель вправе отказать в бронировании. Сославшись, например, на то, что на указанную в заявке дату отсутствуют свободные номера. Но такие действия можно осуществлять только не нарушая права потребителя, иначе все может закончиться  проверкой  Роспотребнадзора.

 

Внимание специалистов рынка привлекло и новое правило об обязательном предоставлении гостю доступа к аптечке. Во многих отелях действует негласное правило – по возможности не выдавать медикаменты, преимущественно из опасений, что имеющиеся препараты могут спровоцировать аллергическую реакцию или другие побочные эффекты, о которых сам гость, а тем более уж сотрудник отеля не подозревал. И тогда в случае неблагоприятного стечения обстоятельств, когда медикамент причинит вред здоровью постояльца, отель может ожидать разбирательство или как минимум удар по репутации. Как быть?

 

Аптечку предоставить обязаны. Если что-то случится с гостем, а своевременная помощь не будет оказана именно по причине отсутствия банального валидола, то в случае разбирательства гостиница будет отвечать по всем пунктам. Удара по репутации тоже ждать можно, как и всяких проверок. Думаю, что «негласное» правило так и будет действовать далее, поскольку люди, страдающие хроническими заболеваниями, возят все препараты с собой. А внезапно заболевшему человеку удобней и быстрей вызвать «скорую помощь» или сходить в аптеку (либо попросить кого-нибудь сделать это), чем искать аптечку в гостинице.

Отмечу, что самый главный вопрос, который обсуждался после принятия новых Правил, – это, конечно, вопрос об оплате за полсуток. Тогда законодатели очень рьяно всех убеждали, что пункт введен в интересах отельеров. Что будет на практике, посмотрим…

Беседовала Ирина Кудинова

 

От редакции

Сразу после новогодних праздников, 11 января 2016 года на сайте Роспотребнадзора (http://03.rospotrebnadzor.ru/) появились официальные разъяснения некоторых спорных моментов. Цитируем:

«Об особенностях применения отдельных положений новых Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации.

В связи с возникающими вопросами относительно порядка применения отдельных положений Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 2015 года № 1085 (далее – Правила), Роспотребнадзор разъясняет следующее.

В соответствии с пунктом 29 Правил «плата за проживание в гостинице взимается в соответствии с расчетным часом», т.е. временем, установленным исполнителем для заезда и выезда потребителя, определяемым с учетом положений пункта 23 Правил.

В соответствии с пунктом 25 Правил «исполнителем может быть установлена посуточная и (или) почасовая оплата проживания».

Поскольку согласно второму абзацу пункта 29 Правил «в случае задержки выезда потребителя после установленного расчетного часа плата за проживание взимается с потребителя в порядке, установленном исполнителем», информация о таком порядке, так же как и сведения о времени заезда (выезда) из гостиницы, доводится до потребителя в числе обязательной информации об оказываемых услугах, перечень которых приведен в пункте 10 Правил, в порядке, предусмотренном пунктом 11 Правил.

 Что же касается содержания последнего абзаца пункта 29 Правил, то его следует соотносить с первым абзацем этого же пункта, а также с положениями пунктов 23 и 25 Правил.

 Это означает, что при использовании исполнителем посуточной оплаты проживания в качестве изначальной минимальной расчетной суммы для оплаты гостиничных услуг и при расчетном часе в 12 часов текущих суток по местному времени, в том случае, когда потребитель заезжает и размещается в гостинице после 0 часов 00 минут до названного установленного расчетного часа, а выезжает, к примеру, на следующий день до расчетного часа, исполнитель не может взимать с него за этот период времени (т.е. в день заезда до расчетного часа) плату за полные сутки, в результате чего общая сумма, подлежащая оплате, составит не плату за двое суток, а максимум – за 1,5 суток.

Одновременно следует иметь в виду, что поскольку в последнем абзаце пункта 29 Правил никак не упоминается для целей его правоприменения выезд потребителя, это означает, что он в этой связи не подлежит автономному применению в ситуации, когда и время размещения (заезда), и время выезда из гостиницы при посуточной оплате проживания приходится на период с 0 часов 00 минут до установленного расчетного часа».