Пять звезд. Гостиничный бизнеc №5-6, Май-Июнь 2017 «Безопасность. Как выполнить нормативы.»← Вернуться к журналу

Марина Кобяк: "Я - дирижер гостиничного оркестра, пропустить фальшивую ноту в музыке гостеприимства не имею права"


13 апреля Марине Викторовне Кобяк приказом заместителя министра образования и науки РФ было присвоено ученое звание профессор. Как сказала сама Марина Викторовна: «Я добилась генеральских погон в науке». Множество ее учеников, которые работают сейчас в гостиницах по всей России, с готовностью это подтвердят: ее «погоны», награды и звания и в самом деле боевые, пахнут порохом. Марина Викторовна – уникальный специалист: она не просто преподаватель, профессор кафедры гостиничного и туристического бизнеса Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, она – действующий генеральный директор ООО «Гостиница «Царицыно», объединяющего два гостиничных предприятия: гостиницу «Орехово» и гостиницу «Царицыно». Интервью Марины Кобяк журналу «Пять звезд» невозможно было не начать с вопроса о том, как две ее ипостаси – научно-преподавательская и менеджерская –  дополняют друг друга.

Это, конечно, отрада, когда владеешь методологией разных областей, в том числе касающихся дела, которым я занимаюсь, – гостиничного бизнеса. По основной специальности я педагог (учитель французского и немецкого языков), и мое базовое образование вооружило меня знанием человеческой психологии. Я могу довольно точно определить психотип человека, его настрой, интеллектуальный уровень и диапазон профессиональных возможностей.
Что же касается непосредственно управления отелем, то методик повышения экономической эффективности отеля существует немало. Наличие определенных теоретических знаний в особенностях управления отелем – это колоссальная помощь в работе. Часто думаю о том, что если бы я не знала теоретических особенностей гостиничного бизнеса, то немалое количество времени понадобилось бы мне, чтобы постичь процессы работы того или иного подразделения гостиницы и всего гостиничного механизма в целом.

И, разумеется, ваша практическая работа в гостинице – огромное подспорье в преподавательской деятельности…

Отраслевое образование вообще очень страдает от недостатка практического компонента. В вузах дается прекрасное академическое образование, студенты обучаются методикам продаж гостиничной услуги, экономике гостиничного предприятия, маркетингу и прочим многим важным и нужным предметам. Но в образовательные программы не включен прикладной инструментарий, так, например: с чего начинается уборка номера и чем заканчивается; какие приемы необходимо использовать для того, чтобы гость почувствовал персонифицированное к себе отношение и впоследствии вернулся в отель  только потому, что в этом отеле он почувствовал себя исключительно желанным; каковы особенности гостиничного завтрака и многое, многое другое. В компьютерных программах, используемых в гостиницах города, нет унификации, что находит отражение в ограниченности знаний студентов и в этой части. Обучают, допустим, студента программе Фиделио, а он приходит в отель, где стоит 1 С, соответственно, его нужно обучать для начала программе, используемой в отеле, и только потом он сможет самостоятельно работать. Ежегодно я участвую в государственных экзаменационных комиссиях в вузах по профильной специальности и убеждаюсь, что недостаток практических навыков у студентов принял масштабы эпидемии, при наличии теоретических знаний и практически полное отсутствие прикладных. Дипломированные специалисты приходят в гостиницы, где их приходится заново учить, парадокс, да и только! Однако радует то, что подавляющее большинство студентов делают выбор профессии отельера осознанно, хотят научиться всему, что требует профессия, и хотят работать в гостинице. Еще одна проблема подготовки кадров для индустрии гостеприимства в том, что крайне мало преподавателей, которые и теоретики, и практики одновременно. Вузовские преподаватели дополняют свои знания тем, что черпают из профессиональной литературы, коей в избытке в книжных магазинах, но зачастую она весьма сомнительна с точки зрения прикладного применения, будь то зарубежный, переведенный источник, будь то отечественный. Зарубежный зачастую не адаптирован под российскую действительность и национальные особенности, а отечественный написан таким же теоретиком. В этой связи вспоминаю свое первое место работы: это был Государственный комитет по иностранному туризму (в последствии ВАО «Интурист»). При Комитете существовал институт повышения квалификации для сотрудников, работающих в представительствах «Интуриста» в республиках СССР и за рубежом. Там существовал такой порядок: каждый преподаватель ежегодно два месяца обязан был отработать в структурном подразделении «Интуриста» по профилю, чтобы совершенствоваться, понимать изменения в прикладной деятельности. Тогда была практика для преподавателей обязательной. И сейчас она необходима в таком же ключе. На мой взгляд, необходимо обязывать преподавателей вузов проходить практику в том подразделении гостиницы, которое имеет отношение к им преподаваемым дисциплинам. 
Поскольку и студенты очень изменились, они стали очень чувствительны к уровню подготовки преподавателей. Мне в этом смысле, конечно, проще: я –  играющий тренер.

Вы управляете большим хозяйством – более 400 номеров в комплексе «Орехово» и «Царицыно». Как удается с этим справляться?

Когда работа и удовольствие одно и то же, сложности практически отсутствуют.  Я применяю инструментарий, которому меня научили и в «Интуристе», и в ГАО «Москва», (где проработала счастливые 15 лет). На мой взгляд, значение и понимание ценности личности в коллективе — это залог успеха любого гостиничного предприятия. Мотивация сотрудника на безупречное выполнение своих профессиональных обязанностей укрепляет чувство коллективизма и поднимает корпоративный дух. Крайне важно личное общение руководителя и рядового сотрудника, руководитель обязан знать практически все о своих подчиненных. Своевременно поздравить с тем или иным событием в его жизни, поддержать в трудную минуту, порадоваться за успехи детей и многое другое. Честно признаюсь, что окружила себя людьми, которые умнее и профессиональнее меня во многих вопросах гостиничного ремесла. Привлекаю настоящих профессионалов, а сама исполняю роль дирижера оркестра, задача которого – не пропустить фальшивые звуки в музыке гостеприимства, тем более – не допустить какофонии. Как дирижер оркестра не играет на всех музыкальных инструментах, но обязан услышать искаженный звук, так и я пропустить фальшивую ноту в оркестре гостеприимства не имею права. Очень большое подспорье в работе – это жалоба гостя. Не нуждаюсь в комплиментах вроде «как у вас чисто и какое прекрасное место расположения отеля»: чистота – это норма для гостиницы, а локация отеля совсем не моя заслуга. Но когда гость говорит, что у него перегорела лампочка в номере и никто ее не вкрутил – это для меня сигнал начала болезни, и если я этот сигнал проигнорирую, инфицирована будет вся гостиница. Без внимания стараюсь не пропустить ни критику гостей, ни жалобу гостя тем более.
В гостинице не имеют права работать равнодушные люди, остерегаюсь появления здесь случайных людей, поскольку вред, который может причинить равнодушный человек гостинице, трудно измерить. Есть примеры гостиниц скромных, с небогатым интерьером, но в них всегда много постоянных гостей, а все потому, что гости просто чувствуют, что там их любят и ждут. Гость всегда слышит фальшивые ноты, и он больше не вернется туда, где фальшиво играют.
Мне повезло и в той части, что отели, которыми я руковожу, входят в новую российскую сеть гостиниц под управлением АО «Гостиничная компания». Управляющая компания, в свою очередь, очень тонко и быстро реагирует на все, что происходит с отелями, входящими в сеть под ее патронажем. Гостиничная компания сама в тренде и учит этому нас. Потому и приумножается новыми проектами и новыми направлениями развития, находит новые или использует хорошо забытые формы повышения эффективности деятельности как многокорпусных гостиниц постройки 50-ых годов, так и вполне современных многоэтажных. 


На территории отеля «Орехово» появляются инфраструктурные нововведения, в частности, летнее кафе.

Летнее кафе – это моя давняя мечта, а, как известно, мечты сбываются. Открытие кафе не дань моде, а скорее острая необходимость, поскольку у нас очень небольшие ресторанные площади, разгрузить которые необходимо, и такая возможность предоставляется только в летний период. Для жителей района – это и зона отдыха с очень демократичными ценами, отчасти подарок горожанам, ведь здесь, в спальном районе, не так уж много точек, где можно перекусить, да еще и на свежем воздухе. Для гостиницы – дополнительная услуга. Все в выигрыше, проигравших нет.

 Марина Викторовна, вы – опытный отельер, с хорошим профессиональным чутьем, и я не могу не задать вам вопроса о том, каким вам видится дальнейшее развитие московского гостиничного рынка. Спад, бум – что будет дальше?

Спада не будет – это точно, а бум мы с вами наблюдали в начале 2000-х. Наступило время, используя медицинскую терминологию, ремиссии. Российские инвесторы продолжают активно развивать гостиничный рынок, причем не только в Москве, но и активно пошли в регионы. Отельный бизнес – один из самых стабильных в мире. На первом месте по надежности бизнеса, по мнению аналитиков, это вывоз мусора, на втором – гостиничный бизнес. За последнее время отечественные отельеры отлично уяснили, что главное не бездействовать. Гостиница должна упорно искать сама своих клиентов. И диапазон клиентской базы должен быть как можно шире. Если палитра такой базы многопрофильна: и туристские группы, и компании, и производственные предприятия, научные учреждения и пр. – низкий сезон гостинице не грозит.
Подспорье в этом – событийный ряд, очень насыщенный и интересный, который сейчас предлагает город. Хотелось, чтобы событийный календарь появлялся у нас как можно раньше, вообще давно назрела необходимость более тесного взаимодействия с городскими структурами для обсуждения текущих вопросов гостиничного бизнеса столицы на постоянной основе. На мой взгляд, мы редко собираемся и еще реже обмениваемся мнениями.
Но все же, если анализировать ситуацию в целом, настрой у московских отельеров очень позитивный. Я уверена, что у гостиничного бизнеса и в Москве, и в России очень хорошие перспективы, эта сфера стремительно развивается. Гостиничных проектов появляется все больше, сокращается и срок окупаемости строительства новых отелей. Но для успеха каждому из нас нужно упорно работать, легкого хлеба у нас не будет.
Беседовала Элеонора Арефьева