Пять звезд. Гостиничный бизнеc №5-6, Май-Июнь 2017 «Безопасность. Как выполнить нормативы.»← Вернуться к журналу

Swiss Education Group: фабрика настоящих отельеров


 

Швейцарский курорт Монтрё  в очередной раз принимал важное событие сферы гостеприимства –  International Recruitment Forum.

Он проходит на берегах Женевского озера дважды в год и позволяет студентам престижных высших школ гостиничного и ресторанного бизнеса, входящих в сеть Swiss Education Group, встретиться с потенциальными работодателями, представляющими десятки ведущих отелей и туристических компаний со всего мира. 

Чем выпускники швейцарских школ гостеприимства так выгодно отличаются от остальных, почему именно за ними съезжаются рекрутеры из лучших отелей мира? Какой секрет знают преподаватели науки гостеприимства из Швейцарии? Почему те, кто мечтает о карьере отельера, связывают свои надежды именно со швейцарским профильным образованием? На эти вопросы попытался найти ответ корреспондент «Пяти звезд», который отправился в Монтрё на International Recruitment Forum.

 

Ведущая швейцарская образовательная группа в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса Swiss Education Group (SEG) была создана в 1982 году и сегодня объединяет пять ведущих школ, расположенных во франко- и немецкоговорящих регионах Швейцарии: Cеsar Ritz Colleges, Culinary Arts Academy, Hotel Institute Montreux, School of Hotel Management  IHTTI и Swiss Hotel Management School.

 

Школы гостиничного менеджмента SEG предлагают программы бакалавриата, постдипломной подготовки и магистратуры, которые аккредитованы британскими и американскими университетами с возможностью получения двойных дипломов. Обучение на всех программах проходит на английском языке, а основная специализация школ – гостиничный и ресторанный менеджмент, кулинарное искусство, гостиничный дизайн. Во всех школах группы учится около 6500 студентов 120 разных национальностей.

 

Показательно, что, согласно проведенным исследованиям, 89% выпускников SEG через пять лет после получения диплома занимают топ-менеджерские позиции или открывают собственный бизнес, 73% выпускников продолжают работу в ресторанном или гостиничном секторе, 96% выпускников трудоустраиваются в гостиницах уровня 5*.

В этом году в мероприятиях в рамках двухдневного форума присутствовали около двухсот рекрутеров из шести десятков компаний, было проведено почти три тысячи интервью, множество презентаций, деловых встреч и семинаров, посвященных развитию индустрии гостеприимства.

Форум традиционно проходил в залах одного из главных символов города-курорта –  Montreux  Misic&Convention Centre, живописно расположенного в самом центре города на берегу Женевского озера.

Именно в его стенах ежегодно в июле вот уже на протяжении полувека проходит один из известнейших музыкальных форумов мира – ежегодный фестиваль Montreux Jazz Festival.

Кроме всевозможных музыкальных и театральных фестивалей, в залах  2M2C   ежегодно проходят  десятки всевозможных деловых мероприятий, выставок и конференций самого высокого уровня.

На этот раз  в International Recruitment Forum принимали участие 158 рекрутеров из 98 компаний, прошли 12 дискуссий по проблемам развития гостиничной области и обучения в сфере гостеприимства. Великолепно, «как швейцарские часы», работала логистика мероприятия – каждый участник заранее назначал встречи с потенциальными работодателями, так что ни одна минута рабочего времени форума не тратилась впустую.

 

Впрочем, у участников форума – отельеров и журналистов – осталось время и на то, чтобы познакомиться с туристическими достопримечательностями региона Монтрё, многие из которых непосредственно связаны со сферой гостеприимства.

Достаточно сказать про самый знаменитый отель курорта – Fairmont Montreux  Palace 5*, расположенный буквально напротив Convention Centre. Для гостей из России этот роскошный отель имеет особое значение – ведь именно здесь провел последние 17 лет жизни Владимир Набоков. Великий писатель занимал несколько номеров  в правом крыле здания, и один из номеров, так называемый «Набоков сьют» сегодня стал мемориальным – здесь сохраняется письменный стол, кровать, кресла и даже посуда, которой пользовался писатель. При этом номер можно забронировать и, по словам менеджеров отеля, большинство тех, кто хотел бы остановиться сегодня в «набоковском номере» – туристы из России.

 

Но вернемся к главному – к феномену популярности швейцарского гостиничного образования. Мнения участников International Recruitment Forum помогают объяснить его хотя бы отчасти.

Руководитель сети школ  SEG г-н Флорент Рондез

 Почему студенты из десятков стран, включая Россию, выбирают для обучения в сфере гостиничного и туристического бизнеса именно Швейцарию?

Прежде всего,  это происходит потому, что все знают о наших традициях и «золотых» стандартах гостеприимства. Кроме того, очень важно, что, предлагая идеальный баланс между теорией и практикой, мы ставим перед собой цель сделать наших студентов в будущем не просто «вышколенными исполнителями»,  а настоящими предпринимателями в сфере гостиничного бизнеса. Поступая к нам, они сразу же ставят перед собой четкие цели и уже через пару месяцев  представляют, кем будут и каких высот достигнут через год, через три, через пять лет. И в 99% случаев они добиваются всех поставленных целей.

И еще один очень важный аспект – кроме профессиональных программ и высококвалифицированных профессоров, особую роль в обучении играет та атмосфера, в которой происходит обучение – настоящие дворцы, в которых располагаются школы и кампусы, великолепные виды Женевского  озера и заснеженных альпийских вершин в окнах учебных классов.

И конечно, на студентов особое воздействие оказывает огромная  роль в мировой культуре Монтрё и его окрестностей, где жили и творили Гоголь и Чайковский, Стравинский и Набоков, Чарли Чаплин и Фредди Меркьюри…

 

 

 

Элла Долматова, директор по обучению отеля «Лотте Отель Москва»

 Мы уже в пятый раз участвуем в подобном форуме, причем из Москвы сюда регулярно приезжают представители только нашего отеля. Студенты, с которыми мы здесь встречаемся и приглашаем к себе на работу или на практику,  очень отличаются от российских:  если выпускники профильных московских вузов, которые приходят к нам, сразу же рассчитывают на высокие менеджерские должности и возмущаются, когда им предлагают «начать с ресепшен», то студенты школ SEG очень целеустремленны, но при этом готовы начать работу с  самых начальных позиций, понимая, что через год-два они, благодаря образованию и опыту,  окажутся уже на лидирующих должностях.

Показательно и то, что даже студенты первых курсов SEG, с которыми мы общаемся, уже выглядят, как «директора отелей» – вышколенные, безукоризненно одетые, вежливые, с отличными манерами, знающие несколько языков.

Очень важно и то, что их учат «расписывать свое будущее» на несколько лет вперед. Они приходят к нам настоящими управленцами, которые очень много умеют и знают и готовы вести свой собственный бизнес. И при этом они не боятся начать работу ни в банкетной, ни в консьержной  службе, ни в колл-центре.

 

Алина Назарова, студентка третьего курса Школы гостиничного менеджмента и дизайна IHTTI

Я приехала в Швейцарию из Омска, где я окончила не только обычную, но  и художественную школу и неплохо выучила английский и французский языки.

Я искала вуз, где можно было бы совместить мой интерес к дизайну и языкам, и выбрала в итоге школу менеджмента и дизайна SEG.

Самое главное для меня здесь – это уникальная возможность сочетать изучение теории на «родине гостеприимства» с постоянными практическими занятиями. Достаточно сказать, что полгода каждого курса здесь уделяется оплачиваемой практике в лучших отелях и ресторанах Швейцарии и всего мира.  Причем за несколько лет  учебы мы проходим те ступени карьерной лестницы, на которые многие тратят десятилетия – от работы на кухне или на ресепшен до топ-должностей в гостиничном менеджменте.

Уже на первом курсе мы сразу же попали в самую «гущу» гостиничного бизнеса – учились самостоятельно открывать кафе и проходили практику в одном из лучших ресторанов Женевы. Одновременно мы детально изучали гостиничное хозяйство, получали административные навыки и детально изучали все, что связано с дизайном и оборудованием отеля. Мы самостоятельно готовили банкеты и торжественные приемы, при этом довелось поработать и официанткой, и  горничной.

А уже на третьем курсе у нас был важный самостоятельный проект – я должна была полностью подготовить подробный бизнес-план открытия бутик-отеля. Найти точку на карте, где он будет расположен, финансово обосновать его открытие, разработать архитектурный проект, включая все детали, даже такие, как электропроводка и оборудование для конференц-залов, сделать дизайн номеров и план комнат в 3D-проекции и многое другое.   И, наконец, защитить свой проект перед преподавателями и другими студентами.

Теперь меня ждет магистратура, а в дальнейшем я собираюсь открыть свой собственный гостиничный или ресторанный бизнес в одной из европейских стран – в принципе я уже к этому готова.

 

Михаил ШУГАЕВ