Пять звезд. Гостиничный бизнеc №9-10, Сентябрь-Октябрь 2017 «Хаускипинг. Что нового?»← Вернуться к журналу

Максим Хорошенков: "Бизнес делают люди"


Одна из главных сенсаций этого года – ребрендинг компании ВАО «Интурист» и создание новой российской управляющей гостиничной компании – Cosmos Group. Что стоит за столь решительным переименованием, какие перемены грядут в отелях группы, какие планы у старого-нового гостиничного оператора – обо всем этом в интервью журналу «Пять звезд» рассказывает Максим Хорошенков, президент Cosmos Group.

Максим, мой первый вопрос предсказуем: почему известная компания сменила название и какие перемены повлечет за собой этот ребрендинг?

Ребрендинг в нашем случае – мера вынужденная. В свое время оператор «Томас Кук» и компания «Интурист» создали совместное предприятие, которое занималось и туроператорской деятельностью, и гостиничным бизнесом, в 2013 году партнеры подписали соглашение о разделении этих функций.  Гостиничной компании досталось название «Интурист» –  не совсем релевантное, не вполне успешное для отельного оператора.

Позже было принято решение о переименовании компании. Почему Cosmos? По имени одной из самых известных гостиниц группы. Этот отель на 1770 номеров – самый крупный не только в России, но и во всей Восточной Европе. Напомню, этот известный отель был построен к памятному  событию – Олимпиаде 1980 года. На наш взгляд, гостиница «Космос» – это уже бренд, она в каком-то смысле уже памятник сама себе. И мы посчитали, что от добра добра не ищут…

Грядут ли глобальные перемены в отелях, которыми управляет Cosmos Group? И вообще: эти отели сеть или не сеть – уж очень они разноплановые?

Да, гостиницы, которыми мы управляем, очень разные, но в этом ничего плохого нет, напротив – это скорее преимущество.

Ведь мы обладаем самыми разными компетенциями в гостиничном управлении: от 1770 номеров в Москве на проспекте Мира до 28 номеров на итальянском побережье…

У нас в портфеле – и бизнес-отели, и рекреационные, и загородные, и оздоровительные. И это, безусловно, сеть. Но сеть не обязательно должна быть объединена общими признаками или штампами. Аналогичная практика, кстати, есть и у западных операторов: разные бренды создаются  под разные аудитории.

Компания Cosmos Group – оператор, который берет и будет брать в управление отели разных форматов. Уже сейчас это компания, которая управляет гостиницами любой сложности и уровня, мы открыты, в том числе и для сотрудничества с глобальными операторами: наше портфолио включает объекты под брендами Park Inn by Radisson, Holiday Inn Express – и мы на этом совершенно точно не остановимся.

Мы планируем и дальше выстраивать партнерские отношения с международными гостиничными операторами, а также параллельно начать развитие собственного бренда Cosmos. Наша цель – создание ведущего национального гостиничного бренда – этот проект пока в стадии разработки, поэтому не будем  забегать вперед.

Задача каждой гостиничной сети   –  чем-то отличаться от конкурентов. Какой будет особенность вашей сети?

Это очень емкий вопрос: гостиничный бизнес вообще включает очень много составляющих. Но главное – то впечатление и настроение, которое мы будем создавать у гостя. Нужно сделать так, чтобы гость почувствовал себя комфортно и обязательно захотел вернуться. Гость запоминает заботу, маленькие нюансы и те эмоции, которые он испытывает, находясь в нашем отеле.

В принципе к этому стремится любая российская гостиничная управляющая компания. Не у всех получается…

Верно, не  у всех. Но ведь мы знаем примеры из других сфер, когда российские компании, казалось бы,  с безнадежным советским прошлым за небольшой промежуток времени принципиально изменились: Сбербанк, Аэрофлот…

Если говорить о нашей сети, то и в ней есть отели, которые ничем не уступают зарубежным аналогам. Гостиничный  комплекс «Алтай Резорт»    яркий тому пример.

Вам удалось собрать в команду настоящих звезд. Как? Чем удалось прельстить таких профессионалов?

Совершенно точно могу сказать про атмосферу в коллективе: у нас очень открытое, откровенное общение. Мы называем друг друга по именам, без отчеств – это, с одной стороны. А с другой – амбициозные задачи, проекты, аналогов которым в России не было, – этим мы тоже отличаемся. И еще: мы бурно растущая компания, а это значит, что у людей, которые к нам приходят, реально много возможностей для карьерного роста. У нас много примеров, когда люди быстро делают карьеру, и мы гордимся, что растим свои кадры.

Я уверен, что бизнес делают люди, Каким бы сверхумным ни был руководитель, без разумного делегирования полномочий, без успешной команды он не способен сделать ничего. Качества команды – безусловный компонент роста.

Cosmos Group заявила и в самом деле об амбициозных планах: увеличить номерной фонд в 2,5 раза к 2021 году. На чем строится такой прогноз? Как собираетесь реализовывать эту стратегию?

На сегодняшний день примерно 90% российских гостиничных объектов находятся в собственности и управлении  компаний, не являющихся профессиональными гостиничными операторами. Так или иначе, но мы все равно движемся к западному формату развития экономики: когда профессиональные управляющие компании занимают значимую долю на рынке. Сегодня в России в гостиничном бизнесе таких примеров почти нет. Объективно нет факторов, которые препятствовали бы развитию этого рынка именно в таком, «правильном» направлении. Поэтому на услуги профессиональных гостиничных операторов спрос будет расти. Мы планируем покупать отели и управлять ими,  а также планируем брать  в управление отели, которые нам не принадлежат,  то есть будем развиваться  по всем возможным направлениям гостиничного бизнеса. В том числе рассматриваем и новое строительство. Сейчас АФК «Система» заканчивает строительство отеля на Павелецкой под брендом Holiday Inn Express – он должен открыться в Москве в ноябре.

Какими характеристиками должен обладать отель, чтобы Cosmos Group взяла его в управление?

Мы сейчас управляем разными отелями, с разными характеристиками и очень гибко подходим к каждому объекту, который рассматриваем. Главный фактор при принятии решения – идем или не идем – это наша вера в успех и потенциал отеля. А она зависит, в свою очередь, от расположения, потенциала местного рынка, позиции собственника. В том числе, честно скажу, нужна некая «химия» между оператором и собственником, без этого нельзя: такой бизнес – отношения должны быть доверительными.  В каком-то смысле это похоже на брак: союз надолго, договор управления заключается не на год, не на два…

Понятно, что речь идет о бизнес-кейсе, но этот кейс «летит» только тогда, когда между владельцем и управляющей компанией есть «химия». Опять-таки: бизнес делают люди…

Насколько можно говорить об интересе собственников к работе с Cosmos Group, вообще с российскими гостиничными операторами? Раньше многие хотели именно западный бренд…

Западный бренд  необязательно предполагает западное управление. Наша компания тому пример, мы управляем отелями под брендами глобальных операторов и делаем это вполне успешно.

Одно из наших конкурентных преимуществ как раз и состоит в том, что мы – российская компания и хорошо знаем российскую региональную специфику: рынок, менталитет. Мы более гибкие, более договороспособные, чем западные компании. Хотя бы потому, что готовы заключать договор по российскому, а не по британскому праву, и не на 20–30 лет, а на 5–10. И что очень важно для собственника, готовы брать на себя обязательства по достижению определенных KPI отеля – этого никогда не делают глобальные операторы. Мы готовы договориться, что если  не достигнем определенных операционных показателей за пять лет, то выходим из договора управления без штрафных санкций. Глобальные операторы на такие условия не идут.

Наша компания понятна, прозрачна.

Мы покрываем больший перечень услуг для владельцев отелей, чем стандартный, типичный оператор. Например, у нас квалифицированная инженерная поддержка: в штате есть люди, которые занимаются промышленной безопасностью, охраной труда, пожарной безопасностью  – на самом деле, для российских отелей очень важно, чтобы эти вопросы решались профессионально.  У нас очень сильное F&B-подразделение, которое занимается поддержкой и развитием этой службы в отелях. Есть маркетинговая поддержка, финансовая, юридическая – в общем, мы готовы отвечать за всю деятельность по обслуживанию гостиницы.

Что очень важно: мы по праву считаем себя добросовестным партнером. Наша компания – часть холдинга АФК «Система», одним из важнейших конкурентных преимуществ которого всегда была безупречная репутация. И мы должны поддерживать и улучшать эту репутацию. Мы не можем повести себя не то чтобы недобросовестно – некрасиво по отношению к партнерам: репутация теряется один раз. Мы об этом всегда помним.

Максим, что для вас было самым сложным, когда вы возглавили компанию?

Не знаю, как ответить на этот вопрос. Сложности – они, в общем, не закончились. Каждый день приносит новые задачи, новые проблемы.

А в самом начале действительно было не просто – это новый для меня опыт, я не был профессионалом в гостиничной сфере. Однако я работал в разных отраслях и хорошо понимаю, что законы бизнеса, экономики и законы здравого смысла во всех отраслях работают одинаково.

Новая сфера деятельности – это был некий вызов, адреналин, интерес, драйв. Важно было создать профессиональную команду и убедить людей, что все, что предстоит сделать, – нам по силам. Команда – все-таки прежде всего. В конце прошлого года мы завершили сделку по приобретению у Региональной гостиничной сети отелей Park Inn и Holiday Inn Express, к нам присоединились люди, которые управляли отелями РГС. На тот момент одной из важнейших задач было создание единой команды, мышления, корпоративной культуры. Мы очень быстро перестали делить отели на «наши» и «не наши», сотрудников – на «старых» и «новых», и это большое достижение.

Гостиничный бизнес в последние годы в России прошел много разных фаз: были и крутые подъемы и серьезные кризисы. На ваш взгляд, как будет развиваться ситуация дальше?

Могу сказать одно: гостиничный бизнес будет развиваться, отели – работать. Это один из самых устойчивых видов бизнеса. Однако корреляция между макрополитикой и макроэкономикой в гостиничном бизнесе драматична – поэтому очень сложно делать прогнозы. В России конкуренция гостиничных предприятий будет ощущаться все острее, а значит – будет совершенствоваться сервис, ведь только благодаря этому можно завоевать и удержать гостей…

 

Беседовала Элеонора Арефьева